Эксперт: реабилитация Байкала дорогого стоит

Печальную историю загрязнения самого глубокого озера в мире, похоже, ожидает хеппи-энд. Правительство РФ объявило о закрытии ЦБК, полвека загрязнявшего Байкал. На сворачивание производственных мощностей потребуется время, однако уже к 2015 году главная причина загрязнения озера будет устранена. Останется самое сложное — восстановить Байкал.

Накануне российские СМИ процитировали громкое заявление правительства РФ о постепенном закрытии Байкальского целлюлозного комбината до 2015 года и об окончательной ликвидации последствий его деятельности до 2020 года. Радостная весть поступила от вице-премьера Аркадия Дворковича, который также уточнил, что это совсем не означает полное закрытие завода, производственные мощности будут перенесены на другие предприятия.

"Мы приняли решение о постепенном закрытии Байкальского ЦБК с переносом производства необходимых видов продукции на другие заводы. Это сложный процесс, но в течение нескольких лет его, возможно, осуществить", — приводит РИА Новости заявления вице-премьера, сделанное накануне в рамках Всероссийского форума работников лесной отрасли.

Напомним, что Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат благоденствовал, сбрасывая отходы в крупнейший пресный водоем на планете, с 1966 года. Спустя более полувека, в 2008 году, на предприятии начался простой, который значительно испортил положение дел и привел к накоплению долгов БЦБК. Впрочем, самому озеру финансовые трудности его главного врага и загрязнителя избавления не приносили. Наоборот, экологи и природоохранные предприятия никак не могли добиться закрытия комбината, который теперь вынужден был работать ради покрытия долгов. В конечном итоге проблемами ЦБК занялся Внешэкономбанк.

Не так давно генеральный директор "ВЭБ-инжиниринг" Дмитрий Шейбе заявил о подготовке технико-экономического обоснования рекультивации и санации территории. По словам Шейбе, занимаемая комбинатом территория может быть в дальнейшем включена в особую экономическую зону рекреационного типа "Ворота Байкала". Там планируется построить отели, курорты или производства экологически чистых продуктов, пишет РБК.

Читайте также: Чаепития в Академии: что скрывает дно Байкала

О том, как велась борьба за самое глубокое озеро в мире, "Правде.Ру" рассказал депутат Госдумы Максим Шингаркин, который является членом подкомитета по водным ресурсам, под контролем которого находилась ситуация с загрязнением озера Байкал:

"Экологи добивались закрытия БЦБК фактически с момента принятия решения о его строительстве. Таким образом, восторжествовала рациональная точка зрения, опирающаяся на представление о том, что такая всемирная ценность, как Байкал (а Байкал относится к объектам всемирного природного наследия) не может находиться под угрозой из-за деятельности какого-то одного, пусть даже и очень важного промышленного предприятия. Поэтому решение, которое правительство сейчас обнародовало, является закономерным решением большого сложного этапа борьбы людей, мыслящих общими культурными и природными ценностями, с людьми, которые в последние годы выжимали из предприятия, да и из государства, пользуясь тем, что они владеют этим предприятием, всевозможные экономические преференции. По сути дела получали несправедливые доходы, ставя под угрозу один из самых уникальных природных объектов мира", — заявил депутат.

Читайте также: Байкальский тупик: судоверфь вместо ЦБК

Так же как и Максим Шингаркин, членом подкомитета водных ресурсов комитета ГД по природным ресурсам, природопользованию и экологии, является депутат из Бурятии Михаил Слипенчук, а председателем — депутат от Сахалинской области Георгий Карлов. По словам Шингаркина, подкомитет по водным ресурсов патронирует Фонд содействия сохранению озера Байкал, который был основан в свое время Михаилом Слипенчуком. "Мы входим в правление этой организации в целях привлечения максимального внимания и государственных органов, и граждан, и бизнес-структур, мы используем и свое положение, как депутатов ГД для того, чтобы государственная политика, реализуемая в отношении Байкала, была направлена на скорейшую ликвидацию ранее накопленного ущерба в результате действий БЦБК", — рассказал депутат. Он подчеркнул, что деятельность БЦБК существенно ограничивалась в течение последних десяти лет.

По словам Максима Шингаркина, на минимизацию угрозы для озера со стороны комбината все предыдущие годы пускались денежные средства разных уровней. Однако, до сих пор сохраняется потенциальный риск для Байкала, поэтому подкомитет по водным ресурсам будет продолжать вести надзор за ситуацией в течение всех двух-трех лет до окончательного закрытия Целлюлозно-бумажного комбината и до реализации мероприятий государственной политики в отношении озера Байкал и накопленного ущерба. В течение этого периода времени не будет происходить существенного негативного воздействия на озеро.

"Теперь перед государством стоит сложнейшая задача реабилитировать берега Байкала, находящиеся под управлением ЦБК. Это крайне дорогостоящее мероприятие, требующее совершенно уникальных технологических решений. В силу масштаба накопленного ущерба трудно себе представить что-то похожее где-либо в мире. И с учетом баланса потенциальной угрозы того, что находится на берегу озера Байкал, и значения самого объекта, безусловно это важнейшая цивилизационная задача", — подвел итог Максим Шингаркин.

Читайте самое интересное в рубрике "Экономика"

Автор Мария Сныткова
Мария Сныткова — журналист, обозреватель, редактор экономического раздела Правды.Ру *