Налог на роскошь: "лошадей" отпустили на волю

Налог на роскошь — мелочь, а приятно

Все автомобили с мощным двигателем не будут считаться роскошью в РФ, что избавит их владельцев от обязанности платить налог. Минфин решил пойти навстречу ведомствам, раскритиковавшим законопроект о сборе за роскошные авто, и объявил о намерении переписать документ. Теперь главным критерием роскоши будет не мощность, а цена транспортного средства.

Законопроекту о налоге на роскошь, меж тем, исполнился почти год, когда Министерство финансов приняло решение фундаментально его пересмотреть. Работа над документом началась в Государственной думе в феврале 2012 года после выступления на тот момент еще кандидата в президенты РФ Владимира Путина на съезде Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП). Тогда впервые речь зашла о введении в России нового сбора на предметы роскоши и сверхпотребления, такие как огромные особняки или участки, сверхдорогие яхты и автомобили, а также личные самолеты.

Минувшим летом в Налоговый кодекс были внесены поправки, согласно которым с 1 марта 2013 года владельцы автомобилей мощностью более 410 лошадиных сил, выпущенных после 2001-го, должны были выплачивать налог сверх стоимости транспортного средства. Ставка для них повышалась в два десятка раз в Москве и Московской области, а в регионах — в десять раз. Таким образом, предполагалось, что за каждую лошадиную силу столичные обладатели мощных автомобилей должны были выплачивать до 300 рублей, напоминает издание "Ведомости".

Однако экспертов критерий роскоши автомобилей не только не удовлетворил, но возмутил. Вторя друг другу, они заявляли, что нельзя все машины "мерить под одну гребенку". По всему выходило, что даже недорогостоящие автомобили, под капотом которых находится мощный двигатель, тоже являются роскошью. А с другой стороны, некоторые представители "элитных авто" под понятие "роскоши" не попадают из-за весьма скромных способностей двигателя. А меж тем, по цене такие автомобили доступны среднестатистическим россиянам только в мечтах.

Заметив складывающуюся противоречивую ситуацию, Владимир Путин в декабрьском послании Совету Федерации потребовал найти более верный способ определения "роскоши". Глава государства подчеркнул, что налогом должны облагаться именно дорогие транспортные средства, а не автомобили с мощным двигателем. Разработать новый законопроект Путин поручил Минфину до 1 апреля 2013 года. К работе министерство приступило не медля, вот только пока не удалось определить порог стоимости, который будет отделять недорогое авто от роскошного. На данный момент называются суммы от трех до пяти миллионов рублей. Однако, по мнению экспертов, при применении нового критерия вновь могут возникнут серьезные противоречия.

Читайте также: Грядет новый передел мирового авторынка

"Никакого смысла в этом налоге нет, как вы его ни считайте. Вот смотрите: раньше предлагали исходить из мощности, какую считать большой, какую — маленькой? Теперь предлагают исходить из цены. Попробуем назначить цену: допустим, три-пять миллиона рублей. При этом под данную категорию попадают не только роскошные "Майбахи", но и какие-то редкие коллекционные автомобили, для музеев. Есть автомобили спортивные очень дорогие, которые применяют для спортивных соревнований. Они тоже попадают в число дорогих авто, значит надо делать исключения для них. Получается, что нельзя каким-то единым мерилом измерить, — заявил в беседе с корреспондентом "Правды.Ру" Игорь Моржаретто, заместитель главного редактора журнала "За рулем".

В целом, эксперт довольно скептически смотрит на саму идею налога на роскошь, считая сбор этот довольно субъективным. "Во всем мире, если он применяется, то исключительно в политических целях. Никакой экономической целесообразности в нем нет, потому что, как правило, сборы в итоге не велики, само администрирование очень дорогое, и в общем финансовый эффект крайне невелик, — считает господин Моржаретто, — В конечном итоге богатые люди никак реально не страдают от этого налога, потому что ни один богатый человек не запишет автомобиль на себя, он чаще всего записан на компанию. И в данном случае компания заплатит налога, допустим, не 100 тысяч, а 300 тысяч рублей. Что на мой взгляд, для огромных империй (условно говоря, Абрамовича) — совершенно незначительная сумма".

Впрочем, на сборы за "сверхпотребление" с самого начала не возлагалась экономическая эффективность для государства. Еще год назад Владимир Путин пояснил, что "это скорее всего морально-этическая норма". В этой связи довольно уместным будет привязать ставку налога к экологическому классу автомобиля, о чем сейчас всерьез подумывает Минфин. Но и эта инициатива ставится под сомнение экспертами.

Читайте также: Франция: налоги выпроваживают богачей

"Ключевым параметром в данном случае является цена, поэтому рассчитывать налог на роскошные автомобили в зависимости от стоимости машины, а не количества лошадиных сил или мощности двигателя, единственный правильный вариант", — считает Глеб Славутский, директор департамента развития и маркетинга компании "Автолокатор", замечая, что в отношении автомобилей приемлемой стоимостью можно считать цену порядка 4 миллионов рублей.

Читайте самое актуальное в рубрике "Происшествия"

Автор Мария Сныткова
Мария Сныткова — журналист, обозреватель, редактор экономического раздела Правды.Ру *
Обсудить