Рынок оружия лидеров не менял

Повышенная готовность к миру: восемь российских компаний вошли в список ста крупнейших мировых производителей оружия. Рейтинг по итогам 2011 года составил Стокгольмский международный институт исследования проблем мира SIPRI, проводящий такие анализы с 1990-го. При составлении рейтинга учитываются как продажа военных товаров, так и оказание услуг.

Возглавили список две американские компании. На первом месте Lockheed Martin — компания, занимающаяся авиа- и судостроительством. "Серебро", по расчетам SIPR, принадлежит Boeing, которая в военной сфере известна, в первую очередь, своими ракетами. А на третьей строчке расположились британцы BAE Systems, работающие в аэрокосмической сфере и ранее занимавшие первое место как крупнейшая военно-промышленная компания мира.

Россияне в первую десятку не вошли. Первая российская компания занимает в рейтинге 18-ю строчку. Это "Объединенная авиастроительная корпорация", которая за год передвинулась на три места выше, нарастив оборонные продажи на один миллиард долларов — до 4,44 миллиарда. Корпорация выпускает ряд военных самолетов Су, Ту, МиГ, Як, а также гражданские суда. Следующей русской компанией в списке стал концерн "Алмаз-Антей", расположившийся на 22-м месте. Концерн занимается противовоздушной обороной. Объединенная авиастроительная корпорация "Сухой" заняла 38-ю строку. "Вертолеты России" на 40-м месте. Оставшиеся российские компании следуют в рейтинге чуть ли не друг за другом. На 61-й строчке "Объединенная двигателестроительная корпорация" — 100-процентная "дочка" ОПК "Оборонпром". Далее на 64-м месте "Объединенная НПК "Уралвагонзавод им. Дзержинского" — производительница танков и иных военных машин, которая уже является своеобразным мировым рекордсменом, правда, в другой области. Уралвагонзавод занесен в Книгу рекордов Гиннесса, как самое большое по размеру предприятие на Земле, его площадь составляет 827 000 м2. 68-е место рейтинга досталось "НПК "Иркут" (авиация), а 69-е — "Радиотехническим и информационным системам".

Lockheed Martin заработала на продаже оружия более 36 млрд долларов, Boeing — чуть более 31 млрд долларов, а британская BAE Systems — 29 млрд долларов. Российские же компании все вместе в сумме заработали порядка 19 млрд долларов.

Читайте также: У России есть преимущества в Африке

Впрочем, результаты SIPRI едва ли можно назвать безукоризненными. Дело в том, что расчеты института не учитывают деятельность ВПК Китая, который не предоставляет в открытом доступе данные по реализации военной продукции. Однако и по другим странам все не так уж ясно. Так Россия, например, неоднократно критиковалась западными экономическими экспертами в различных областях за то, что ее деятельность в сфере обороны и военного производства недостаточно прозрачна. С одной стороны это, вроде бы способствует оборонной безопасности государства, а с другой порождает злоупотребления и коррупцию.

По данным SIPRI, за четыре года около 30 процентов мирового экспорта оружия пришлось на США. 24 процента остались за российскими компаниями. А дальше с большим отставанием следует Германия (9 процентов), Франция (8 процентов) и Великобритания (4 процента). А вот среди стран-потребителей ярко выраженных "лидеров" нет. Больше других покупает Индия, но на долю страны приходится всего 10 процентов. За ней следуют Южная Корея (6 процентов) и Пакистан с Китаем. На долю обоих государств SIPRI оставила порядка 5 процентов, однако о сложности подсчетов в Китае уже было сказано. Остальные 74 процента покупаемого в мире вооружения разделили между собой другие страны.

Кстати, к радости пацифистов, объем продажи оружия, произведенного крупнейшими мировыми компаниями, в 2011 году снизился по сравнению с 2010-м. Если тогда оборот составлял 411,1 млрд долларов, то в этот раз эксперты насчитали всего 410 млрд долларов. Впрочем, радость несколько омрачает тот факт, что по сравнению с 2002 годом показатель 2011-го все равно выше. При этом выше не на полпроцента, а более, чем на 50.

Читайте также: В. Колесников: Мы еще увидим великую Россию

Специалисты Стокгольмского международного института связывают снижение объемов продаж в 2011 году с тем, что многие страны начали проводить политику жесткой экономии и сократили расходы на приобретение вооружения. Значительную роль также сыграло снижение поставок оружия в Ирак и Афганистан, а также оружейное эмбарго, введенное в Ливии.

Читайте самое интересное в рубрике "Экономика"

Автор Анастасия Гарина
Анастасия Гарина — журналист, юрист, правозащитник, бывший корреспондент новостной службы Правды.Ру *