"Мобильное рабство": веревки вместо кандалов

Рабство, павшее по мановению Минкомсвязи: в РФ разрешат переходить от одного мобильного оператора к другому с сохранением номера. Соответствующий проект российского правительства был подготовлен в рамках реализации нового закона. Проблема "мобильного рабства" обсуждалась уже давно, и вот теперь, похоже, ситуация готова сдвинуться с мертвой точки.

Введением нового федерального закона парламентарии ограничили операторов во времени, которое те смогут потратить на переход на другую систему. Документ вступит в силу с 1 декабря 2013 года, таким образом, на момент принятия компании получили ровно год. Чему, вполне ожидаемо, сразу же воспротивились: отпущенного времени сотовым операторам показалось недостаточно.

Однако, похоже, на современном этапе с операторами все же удалось договориться. Возможно, дело в том, что когда стали ясны детали, выяснилось, что принят был вариант, вполне выгодный для сотовых компаний. Так переносить номер можно только в пределах одного субъекта РФ, а стоить переход от одной компании к другой с сохранением старого номера будет всего 100 рублей. Условием же, которое не могло не порадовать операторов, стало запрещение на смену компаний абонентом чаще, чем раз в полгода.

Постоянные перебежки абонентов ранее были для них серьезной головной болью. Особенно в России, где клиенты меняют операторов в среднем гораздо чаще, чем на Западе. Так по данным аналитической компании Strategy Analyti, в РФ средний абонент пользуется услугами одного оператора 12-16 месяцев, а затем уходит. Иногда, потом возвращается, но не сразу — так и бегает из одной компании в другую, в поисках лучшей доли. В Европе же абонент, как правило, хранит верность одному оператору в течение 17 месяцев.

Вводимое ограничение, если и не уменьшит число "перебежчиков", то, по крайней мере, позволит избежать резкого увеличения их числа. Ведь "бегать" со старым номером намного удобнее: и коллеги, если что, не потеряют, и старые друзья всегда найдут. 6 месяцев же — приемлемый для оператора срок обслуживания абонента. Почти все ведущие компании уже выразили свое одобрение вводимым мерам. В то же время тех же, кто привык менять сим-карты сразу же, как только льготный период их действия окончен, временное ограничение никак не коснется. Поэтому вряд ли мера, по крайней мере, в том виде, в каком она предлагается сейчас, встретит большое число противников: сотовым компаниям она выгодна, а для абонентов — нейтральна.

Читайте также: Россия скоро покончит с "мобильным рабством"

Некоторую сложность для потребителей может представлять сама процедура перехода. Так принимающий оператор должен будет посредством SMS запросить у абонента подтверждение его намерения перейти к нему с сохранением номера. После этого оператор будет ждать подтверждения 48 часов. Если не дождется, то старого номера у нового оператора клиенту не видать. Равно как и в случае, если расторопность не проявит старый оператор. Дело в том, что ему принимающая клиента компания отправит запрос в первую очередь, еще до начала переписки с клиентом. И срок на его исполнение дает больше — целых семь дней.

В течение этого времени старый оператор должен будет сообщить принимающему, имеются ли у абонента неоплаченные долги, зарегистрирован ли он в том же субъекте федерации, в котором пытается начать новую сотовую жизнь, и расторгнут ли с ним вообще договор. Только завершив эти процедуры новый оператор сможет с чистой совестью приступить к обслуживанию абонента. Правда, не сразу: постановление Правительства отпускает ему на это еще пять дней. Однако интересы абонента, вероятно, не имеющего возможности, и уже точно не имеющего желания, ждать начала обслуживания так долго, тоже постарались учесть. Поэтому установлено, что перерыв в обслуживании клиента не должен превышать 24 часов.

В общем, по факту процедура не должна оказаться для абонента уж очень сложной. Потому как для него ее постарались максимально упростить: по задумке, все контакты он должен осуществлять со своим новым операторам и через него же решать все вопросы — бегать за бумажками по инстанциям не придется.

Читайте также: Операторам пообещали новые частоты для 4G

Если кто и столкнется с трудностями, так это юридические лица, потому что им свободу переходов ограничили. Согласно текущей редакции постановления, номера, закрепленные за компаниями, можно будет передать другому оператору, только после окончания срочного договора. По крайней мере, если таковой имеется. Однако какой процедура окажется на практике только эта самая практика и покажет.

Читайте самое интересное в рубрике "Экономика"

Автор Анастасия Гарина
Анастасия Гарина — журналист, юрист, правозащитник, бывший корреспондент новостной службы Правды.Ру *
Обсудить