Пробки съедают финансирование и растут

Московским пробкам ничего не помогает. Несмотря на меры, предпринятые столичным правительством, ситуация на дорогах лучше не стала, заявил Дмитрий Медведев на совещании по развитию Московского транспортного узла. "Никогда такое количество денег не выделялось, просто несопоставимо ни с каким периодом, а облегчения все равно нет", — заметил премьер.

Транспортные пробки уже много лет являются ежедневной "головной болью" подавляющего большинства жителей столицы. Не беспокоят они, разве что, детей, и то лишь потому, что их транспортировка к месту учебы — "головная боль" родителей. Ну и, пожалуй, граждане, которые в силу возраста или физического состояния, не отходят от дома дальше, чем до ближайшего магазина в шаговой доступности, страдают от пробок меньше. Правда, только если живут вдалеке от крупных транспортных магистралей. Иначе шум, грязь и выхлопы застрявших в очередном заторе автомобилей, отравляют жизнь и им. По данным соцопросов, транспортные пробки являются основной проблемой, волнующей москвичей.

С момента прихода к власти в столице Сергея Собянина решение транспортного вопроса стало приоритетной задачей для московских властей. Уже через месяц после своего назначения новый мэр заявил, что на эти цели будет выделено 200 млрд рублей, вместо 60 млрд, запланированных ранее. Одним из основных направлений стала борьба с пробками. Были введены полосы для общественного транспорта, созданы реверсивные полосы на ряде магистралей, введена нашумевшая плата за парковку в центре города, построены новые станции метро и надземные пешеходные переходы, а также предприняты иные, зачастую весьма дорогостоящие меры, которые на данном этапе результатов не дали. На что мэру и указал в ходе рабочей встречи 11 декабря премьер-министр РФ Дмитрий Медведев.

Впрочем, на сайте Правительства Москвы в рамках отчета о прошедшей встрече о критике не говорится ни слова. Его авторы пишут лишь о положительных моментах. О том, что дороги продолжают строиться, а деньги продолжают вкладываться все в новые проекты. Хотя старые пока с положительной стороны себя не проявили.

Ряд экспертов, впрочем, указывает, что с критикой премьер поторопился. Все проекты рассчитаны на длительный срок и о результатах возможно будет говорить только через несколько лет. Как пример поспешных выводов в сфере дорожного движения в Москве приводится ситуация с полосой реверсивного движения на улице Шереметьевской. Тогда ряд публичных деятелей сообщил о ее неэффективности еще до того, как полоса была введена в эксплуатацию. Чиновники привели данные о том, что с момента появления реверсивной полосы количество пробок на Шереметьевской увеличилось, никак не связав этот факт с тем, что на момент отчета полоса еще попросту не работала. После того, как по ней были пущены автомобили, движение по Шереметьевской стало заметно более свободным.

Эти соображения были учтены и в ходе упомянутого совещания по развитию Московского транспортного узла. Так министр транспорта Максим Соколов посоветовал премьеру подождать с оценками в течение двух-трех лет, когда эффект от реализации долгосрочных проектов станет заметен, сообщает Коммерсантъ.

Однако далеко не все разделяют надежды Минтранса. Так по данным ресурса Пробки в Москве, улучшение условий движения общественного транспорта в ущерб частному, например, относится к числу малоэффективных мер. Во Франции, на опыт которой в данном вопросе нередко ссылаются чиновники, такая мера зарекомендовала себя негативно. Она не позволяет снизить нагрузку на перекрестках, что не дает избавиться от заторов на пересечении дорог, зато увеличивает нагрузку на остальные полосы движения. По информации ресурса, наиболее эффективными мерами являются строительство подземных дорог, введение разрешение на пользование воздушным транспортом тем категориям граждан, которые могут себе это позволить, и замена эвакуаторов блокираторами колес. Последняя мера позволит уменьшить загруженность трасс объемными транспортными средствами за счет отсутствия самих эвакуаторов. Однако не сообщается, как она поможет решить проблему автомобилей, неправильная парковка которых создает помехи нормальному движению транспорта.

Особенно много критики в адрес мер, предпринимаемых Правительством Москвы в рамках борьбы с дорожными проблемами, появилось уже после совещания — в последние несколько дней. В связи с сильными снегопадами движение в столице оказалось практически парализовано. Это вызвало понятное недовольство граждан, которые испытывали затруднения с тем, чтобы добраться до пункта назначения на любом из видов столичного транспорта. С пассажиропотоком не смог справиться даже метрополитен.

Автор Анастасия Гарина
Анастасия Гарина — журналист, юрист, правозащитник, бывший корреспондент новостной службы Правды.Ру *