В прошлом году россияне подарили европейцам 200 миллионов евро

Россияне подарили европейцам миллионы

В прошлом году россияне безо всякого повода подарили европейцам 200 миллионов евро. Такова общая сумма налогов, которые русские туристы по каким-то причинам не стали возвращать по системе tax free, хотя имели на это право. Более половины наших соотечественников, посетивших Шенгенскую зону и сделавших там покупки на необходимую сумму, не получили назад НДС.

По данным компании Global Blue — ведущего оператора tax free, только 46 процентов россиян, имевших возможность получить назад часть денег с помощью услуги tax free, реально сделали это. При этом вернуть можно было до 15 процентов от суммы покупок, совершенных в еврозоне. Схема работы tax free довольно проста, и странно, что большинство русских туристов ее не используют. Тем более что россияне традиционно много и охотно тратят деньги за рубежом.

Tax free существует уже 30 лет. Это система, позволяющая людям, живущим за пределами Шенгенской зоны, но совершающим внутри нее покупки, возвращать НДС при ее покидании. Есть, правда, два условия. Во-первых, приобретение должно быть сделано в магазине, входящем в систему tax free. Во-вторых, сумма покупки должна составлять определенный минимум. Определен этот минимум в каждой стране по-разному. Так, например, в Финляндии, чтобы возврат НДС стал доступен, достаточно купить в одной торговой точке товаров на 40 евро, в то время как во Франции нижний предел составляет 174 евро.

Читайте также: Путин поддержал идею налога на роскошь

После этого механизм получения налога во всех странах Шенгенской зоны одинаков. Получив товарный чек, покупатель запрашивает у кассира документы, в которые вписывает паспортные данные будущего получателя tax free, адрес проживания и, если оплата производилась с помощью банковской карты, номер карты. После этого при покидании Шенгенской зоны турист, бывший покупатель, предъявляет на таможне весь пакет документов вместе с товарным чеком и своим паспортом, а также сами товары. Они должны находиться в первоначальной упаковке со всеми этикетками, так как предполагается, что товар приобретается не для использования на территории Европы. В зависимости от того, как уезжает турист, наземным транспортом или на самолете, процедура проходит соответственно на пограничном пункте или в аэропорту. Если товары и документы в порядке, работник таможни проставляет печать, и турист направляется в пункт возврата tax free, как правило, находящийся в нескольких метрах от пункта досмотра товаров. Там ему либо возвращают сумму НДС наличными, либо перечисляют на банковскую карту.

Впрочем, есть вариант и на случай, если при пересечении границы турист не успел или не смог получить причитающиеся ему деньги. В этом случае главное, чтобы он успел проставить штамп на таможне. Если штамп есть, то по прибытии в страну проживания желающему вернуть-таки НДС за приобретенные в Европе товары необходимо обратиться в любой банк, сотрудничающий с системой tax free. Это позволит получить деньги, за исключением, правда, тех, что банк потребует за свои услуги.

Конечно, такая процедура довольно утомительна и отнимает немало времени. Особенно, если учесть, что и перед пунктами досмотра товаров, и перед пунктами выдачи tax free, как правило, собираются длинные очереди. Да и в самих магазинах оформление документов на tax free не всегда проходит быстро: в больших торговых центрах, например, оно нередко осуществляется в едином на все отделы пункте, перед которым порой образуются очереди ничуть не короче, чем на таможне.

Но и денег таким образом можно вернуть немало. Поэтому эксперты убеждены: степень готовности туристов проходить всю процедуру получения tax free прямо пропорциональна величине суммы, которую предстоит получить.

"Все зависит от того, что покупают. В основном люди системой tax free пользуются, конечно, — сообщил генеральный директор турагентства ArtisSpace Николай Козиоров корреспонденту Правда. Ру. — Но если вы покупаете что-то за 100 евро, то к возврату вам предлагается 5-6 евро. Скорее всего, вы просто не будете заморачиваться из-за них. Но если вы приобретаете, например, шубу за 10 тыс. евро или иные дорогие вещи, то, конечно, вам есть смысл получать tax free, так как размер суммы будет весьма внушительным. Но когда суммы очень маленькие, с возвратом налога никто просто не хочет связываться".

Читайте также: Имена налоговых должников выложат в Сеть

Однако представляется, что дело не только в этом (ведь такое утверждение справедливо для жителей всех стран). Дело еще и в национальном менталитете российских туристов, которые порой недостаточно серьезно относятся к деньгам. А кроме того, не чувствуют в себе достаточно уверенности, чтобы реализовывать свои законные права. Они стесняются спросить документы в магазине, не возвращаются туда с паспортом, если в момент покупки такового у них с собой не имелось, боясь показаться назойливым продавцу. Из-за совокупности означенных факторов и складывается текущая ситуация, при которой больше половины российских туристов пускают собственные деньги на ветер.

Читайте самое интересное в рубрике "Экономика"

Автор Анастасия Гарина
Анастасия Гарина — журналист, юрист, правозащитник, бывший корреспондент новостной службы Правды.Ру *
Темы банк
Обсудить