Государство планирует стимулировать добычу нефти

Большие льготы для российских недр

Недавно арктический шельф виделся нефтяным компаниям своего рода Эльдорадо. Но после того, как "Газпром" был вынужден свернуть свои работы на платформе "Приразломная", возник вопрос: каким же образом можно простимулировать добычу нефти и газа в стране? Правительство дарит нефтяникам льготы на добычу труднодоступных месторождений в Восточной Сибири.

Первого октября министерство энергетики РФ внесло на рассмотрение в правительство проекты нормативно-правовых актов, направленных на налогово-тарифное стимулирование добычи нефти на новых и действующих месторождениях. Радостную весть вертикально интегрированным компаниям принес новый министр энергетики Александр Новак. Еще в сентябре Дмитрий Медведев поставил перед Кабмином вопрос ребром, почему добыча нефти в стране падает, а правительственные мужи до сих пор не разработали действующий способ углеводородного стимулирования. И вот сейчас работа закипела.

Читайте также: Закулисные игрища цен на бензин

До 2022 года для нефти в республике Саха, Иркутской области и Красноярском крае будут продлено льготное налогообложение на добычу полезных ископаемых. В дальнейшем же будет увеличена фискальная нагрузка на отрасль, в том числе и за счет установления нового порядка исчисления НДПИ. Такое решение позволит увеличить поступления в бюджет на 17 миллиардов рублей ежегодно, а до 2030 года получить около 300 миллиардов.

"Льготы будут предоставляться на определенный объем нефти, и ставка пошлины на эту нефть составит 45 процентов от цены свыше 50 долларов за баррель, то есть фактически это примерно около двукратного снижения налоговой нагрузки на экспортную пошлину", — заявил министр энергетики Александр Новак.

Налоговая система страны изымает более 72 процентов с выручки нефтегазовых компаний в форме оборотных налогов — это один из самых высоких показателей в мире. Но такая простота в администрировании дает маржинальную экономику для уже действующих проектов, а будущие делает по определению нерентабельными. И в зоне риска оказывается порядка 80 миллионов тонн годовой добычи. После введения льгот государство будет забирать себе порядка 39-45 процентов дохода.

Таким образом, для новых месторождений в труднодоступной Восточной Сибири будет определен объем нефти, который позволит добывающим компаниям реализовать сырье по сниженной вывозной таможенной ставке, где будет учтена и рентабельность будущих проектов в размере 16,3 процента от внутренней доходности. Эти меры позволят вовлечь в разработку дополнительно 5,3 миллиарда тонн нефти, что составит прирост от 70 до 100 миллионов тонн каждый год. Как следует интерпретировать такое правительственное решение обыкновенным гражданам, учитывая, что во всем мире практика стимулирования через установление дифференцированных налоговых ставок является наиболее распространенной?

Сегодня Восточная Сибирь, без сомнения, является стратегическим регионом для развития экономики страны. Однако компании, которые почуяли близость восточносибирской нефти, будут вынуждены столкнуться с суровыми природными условиями и практически отсутствующей инфраструктурой, ввиду чего транспортировка углеводородов становится весьма затратным мероприятием. Льготная ставка НДПИ вроде бы должна способствовать выводу месторождений на определенный уровень рентабельности. Тем не менее, сегодня разработка того же Ковыктинского месторождения, например, дается российскому гиганту "Газпрому", который в прошлом году приобрел его у ТНК-ВР, с большим трудом. Так, совершенно непонятно, кто будет покупателем газа, полученного с месторождения.

Внутренний рынок просто не справится с такими большими объемами, поэтому предполагается, что углеводороды пойдут на экспорт. Но куда? В Китай, которому очень нужны энергоресурсы, продажа "голубого топлива" с Ковыкты пока не представляется возможной. Москва и Пекин до сих пор спорят о приемлемой цене на газ, а вдобавок необходимо будет строить дорогостоящие трубопроводы для транспортировки, на что у "Газпрома" пока что попросту нет средств. Но даже если финансы и разыщут, то открытие новых рынков для России не произойдет раньше 2020 года.

Читайте также: Что делать, чтобы нефть не кончилась?

И если труднодоступные месторождения являются головной болью флагмана российской газовой отрасли, то что уж говорить об остальных игроках этого рынка? Поэтому пока что список мер по поддержке компаний, разрабатывающих месторождения в Восточной Сибири, не сильно отличается от шагов правительства, направленных на стимулирование добычи на морском шельфе, когда кабинет министров принял решение установить нулевую ставку экспортных пошлин для нефти и газа.

Читайте самое интересное в рубрике "Экономика"

Автор Илона Раскольникова
Илона Раскольникова — журналист,  репортер, специализирующийся на кавказской тематике, политике, экономике
Обсудить