Утечка мозгов не так страшна для России, как принято считать

Мировая экономика растворила умы России?

Утечка мозгов для России отнюдь не катастрофа — к такому выводу пришли экономисты Всемирного банка. Оказывается, российские высокообразованные специалисты на Западе не очень-то и востребованы, а их выезд из страны также не является катастрофой для РФ. При этом у себя на родине российские ученые работать не хотят, уверены авторы исследования.

В крупнейших научных державах Запада, к которым причислены США и Германия, по примерным расчетам Всемирного банка, проживают 650 тысяч образованных российских эмигрантов, из которых примерно 450 тысяч имеют работу.

Цифры с виду немалые, однако эксперты советуют не обольщаться. В западных странах научные степени необходимо подтверждать. А среди русских эмигрантов с 2002 по 2008 год в США степень доктора наук (PhD) получили 1364 человека — это всего лишь десятое место в общем рейтинге стран. В среднем степень в США получают 195 россиян в год. Для сравнения, первое место по этому показателю принадлежит Китаю с 25 тысячами человек, а также Индии — с 9,6 тысячи докторов ежегодно.

Читайте также: АТЭС Москву до Азии доведет

При этом российские студенты, в отличие от индийцев и китайцев, заполоняющих ВУЗы Британии и США, предпочитают учиться в Германии. 23 процента китайских студентов учатся в США — против 14 процентов российских. При этом рынки труда Великобритании и США более приспособлены для того, чтобы иностранцы могли найти на них работу, отмечают эксперты.

Сейчас высокотехнологические компании определяют рост американской экономики и рынка труда. И в 16 процентах таких компаний хотя бы один из учредителей является иностранцем, как правило, это иммигрант с техническим образованием. В числе 250-ти иностранных бизнесменов в США, вошедших в выборку экспертов доклада Всемирного банка, были представители 54 стран мира. 16 процентов из них индийцы, 10 процентов британцы, а 2,8 процента — россияне. Они основали 7 компаний из 250-ти.

Таким образом, полагают авторы исследования, в России преувеличивают катастрофичность "оттока умов", а также выигрыш в результате высоколобой миграции принимающих стран. В исследовании имеется еще ряд наблюдений относительно особенностей жизни российской диаспоры с дипломами на Западе.

Например, отмечается, что "понаехавшие" из РФ оказываются менее склонны к предпринимательству, чем иммигранты из Азии или других европейских стран. Впрочем, стоит учитывать и тот факт, что ученые, которые уезжали из страны в 1990-е, ехали не за бизнесом, а за спокойной комфортной жизнью и стабильной работой. Да и сейчас полноценная жизнь в науке для большинства ученых в явном приоритете перед успешным бизнесом.

Думается, что применение формального подхода экспертов ВБ, просто соотносящих руководителей компании с их этнической принадлежностью, подсчитывающих число степеней и студентов разной национальности и прочее, не позволяет делать далеко идущие выводы о вкладе представителей той или иной национальности в технологическое развитие Запада.

Например, фетиш многих современных гиков, Apple, славен своим Стивом Джобсом. Но у компании был еще и Стив (Стефан) Возняк, родившейся в семье выходцев с Украины. Известен он куда меньше, однако с технической точки зрения он дал компании куда больше, чем Джобс.

Посему для оценки вклада иностранцев, в том числе выходцев из России/СССР, скажем, в американский НТП, логичнее было бы считать не подтвержденные степени (что часто связано с преподавательской работой, а не научной) и не национальности глав высокотехнологичных компаний, а изучать происхождение зарегистрированных в Штатах патентов — важного источника обогащения США. Особенно, если мы говорим о решениях реализованных. Те, кто работал в стратегических российских НИИ в "лихие" годы, наверное, могут рассказать много больше о потенциальном вкладе российской науки в целом в успехи и технологические достижения Запада.

Однако даже без учета тихо позаимствованного за рубежом, Всемирная организация интеллектуальной собственности (World Intellectual Property Organization) в 2006 году опубликовала данные, согласно которым, автором каждой четвертой патентной заявки, поданной в США, является иностранный гражданин, работающий в Соединенных Штатах.

По данным Института американского предпринимательства (American Enterprise Institute), 75 процентов международных зарегистрированных патентов телекоммуникационной фирмы Qualcomm, 65 процентов патентов фармацевтического гиганта Merck, 64 процента электромеханического концерна General Electric приходятся на эмигрантов.

Но и этот показатель весьма зыбок. Не будем забывать, что легендарный американец Томас Эдисон открыл на свое имя 2332 патента и стал рекордсменом книги Гиннеса. Но при этом Эдисон не сделал ни одного значимого открытия и ученым не был. Однако, в простых цифрах выходит, что его вклад в американский НТП в разы превосходит достижения тысяч ученых-мигрантов из России и других стран.

И ситуация эта, несмотря на безусловный общий рост юридической грамотности ученых, принципиально не меняется. Например, тот же Boeing открыл в России инженерный центр и сотнями вывозит российских спецов в США на долгосрочную стажировку и работу, возвращая их затем на родину. Статистически утечки мозгов не происходит: уехали и вернулись. Но по факту происходит "утечка идей".

Понятие "утечки идей" более широкое и сложное для адекватной оценки потенциальных потерь и прибылей различных территорий. Тем более, что схожие решения имеют свойство приходить в голову людям на разных континентах в одно и то же время.

Читайте также: Чаепития в Академии: Дубна под особой охраной

Для оценки этого явления статистическая "труха", вроде сравнений уехавших на Запад дипломников с числом трудоустроившихся там же по своей специальности, является лишь косвенным индикатором. Кстати, этот показатель удобнее применять для оценки российского ущерба в результате научной миграции, например, анализируя проблему межпоколенческого разрыва в различных отраслях российской науки, который авторы исследования обходят вниманием.

Также как и тематика переезда целых научных направлений. В процессе становления они часто завязаны на одного-единственного человека, вокруг которого постепенно нарастает необходимая инфраструктура, включая лаборатории, ассистентов и прочее. И этот один стоит тысяч обычных дипломников, которых и посчитал ВБ.

Читайте самое интересное в рубрике "Экономика"

Автор Виталий Сальник
Виталий Сальник — журналист, сотрудник новостной службы Правды.Ру
Обсудить