В сентябре в Москве пройдет первый аукцион рекламных площадок

Дикую московскую рекламу приручат

Деятели рекламного рынка России застыли в ожидании принятия новых правил регулирования сегмента наружной рекламы. Решением Департамента СМИ и рекламы Москвы город будет разделен на 14 зон, что позволит определить для каждого района собственные правила размещения рекламы. Окончательное решение по данному вопросу будет принято уже в сентябре.

Как заявил на встрече с журналистами глава департамента Владимир Черников, проект новых правил, подготовленный ведомством, поддержали 90 процентов участников рынка наружной рекламы. В то же время СМИ пестрят слухами о том, что деятели рекламного бизнеса собираются бастовать против данного решения властей, полагая, что новые правила нанесут удар по их доходам. Как подчеркнул Черников в этой связи, главной целью московских властей является упорядочение наружной рекламы и контроль над достаточно юным сегментом, который долгое время никоим образом не регулировался.

Читайте также: Топтать нравственность? Только в прямом эфире

"Закон, который действовал в нашей стране, дал понять, что такое реклама, но он не давал возможности четкого регулирования или участия в этом процессе органов власти, которые могли бы создать механизм регулирования отношений в этом сегменте между городскими властями и участниками рынка", — отметил Владимир Черников, заметив также, что данный закон себя изжил, на что указывают изменения, внесенные в него за последние годы.

В то же время отсутствие вмешательства со стороны властей в отрасль наружной рекламы стало причиной массового хаотичного размещения щитов, строительных сеток и других рекламных конструкций как на окраинах Москвы, так и в историческом центре. Более того, по замечанию главы департамента, после того, как размещение рекламы на строительных сетках стало популярным и превратилось в полноценный бизнес, столица превратилась "в одну огромную строительную сетку". А между тем, центр столицы богат на объекты исторического наследия, в том числе оберегаемые ЮНЕСКО, на территории которых размещать рекламу запрещено. Поэтому в подготовке новой концепции правил размещения наружной рекламы принимали активное участие чиновники из Москомархитектуры.

Как подчеркнул глава Департамента СМИ и рекламы, предпринимателям, работающим в данной отрасли, следует не бояться новых поправок, а готовиться к предстоящему открытому аукциону, лотами которого станут отдельные места на территории города, отведенные чиновниками специально для размещения рекламных конструкций. При этом чиновник подчеркнул, что сокращение числа рекламных конструкций неизбежно, это одна из главных целей новой концепции. Вторая цель — открыть "красоту города", избавив его от подобных сооружений.

При разработке концепции Департамент СМИ и рекламы учел пожелания столичных жителей. Согласно результатам соцопроса, проведенного независимой экспертной организацией, 81 процент москвичей поддержали инициативу властей. При этом горожане согласились, что полностью избавляться от наружной рекламы нет необходимости, но сооружений такого характера в городе должно быть в меру. С этим мнением согласны как жители ЦАО, так и обитатели окраин.

Как отмечает глава Департамента, сегодня в городе размещено 21 558 рекламных конструкций, из которых 7,5 тысячи будут демонтированы после принятия новых правил. Дело в том, что концепция, разработанная чиновниками, предусматривает всего 16 форматов рекламы, в которые включены скамейки, рекламные щиты размером 5 на 15 метров и некоторые другие конструкции. Однако москвичи могут навсегда попрощаться с брандмауэрами, крупноформатными рекламными конструкциями, размещенными на торцах зданий, на фасадах и на стенах домов. Кроме того, в скором времени канет в лету такой вид рекламных конструкций, как панели на крышах домов. С ними активно борется Москомархитектура.

"Мы хотели оставить панельные крыши за Третьим транспортным кольцом, — отмечает Черников в разговоре с представителями СМИ, — но Москомархитектура категорически против. Панельные крыши — это вчерашний день, кроме того, они закрывают фасады зданий (так называемый верх архитектурного восприятия города). Но вместо панельных крыш могут быть установлены отдельно стоящие буквы, только на зданиях исторического наследия размещать их также нельзя".

В то же время Владимир Черников подчеркнул, что несмотря на жесткие рамки, а также прописанные формы наружной рекламы, городские власти приветствуют нестандартную рекламу. В первую очередь это касается входящую в моду цифровую рекламу. Кроме того, в дальнейшем планируется создать привязку рекламных щитов к GPS, чтобы каждый такой объект можно было идентифицировать.

Одним из важнейших плюсов разработанных правил станет пополнение городского бюджета. Поскольку сегодня Москва кишит рекламными конструкциями, установленными незаконно (60 процентов от всего объема сегмента), казна не досчитывает колоссальных денег. В случае, если все рекламные места будут продаваться на открытом аукционе и рынок наружной рекламы станет максимально прозрачным, средства от этого бизнеса начнут поступать в бюджет. По словам Черникова, уже в этом году ожидается, что город получит 2,3 миллиарда рублей от рекламы. В то же время, прозрачные торги выгодны и предпринимателям, которые за счет этого будут освобождены от необходимости прямого общения с чиновниками в рамках этого рынка.

Нельзя не учитывать, что с сокращением мест для рекламы стоимость их аренды будет повышаться. Пока что конкретная стоимость рекламного места не называется. В общей же сложности стартовая цена предстоящего аукциона составляет 700 миллионов рублей.

Главные проблемы, которые на сегодняшний день остаются нерешенными — это размещение театральных и концертных афиш, которые также попадают под закон о наружной рекламе, а также избавление от автомобилей с рекламными стендами. По словам Владимира Черникова, для того, что начать регулирование сегмента с чистого листа, необходимо накануне аукциона демонтировать все рекламные конструкции в пределах Садового кольца. В том числе уберут и афиши театров и концертов, однако места для них необходимо будет восстановить в считанные дни.

Читайте также: Россияне курят и пьют под рекламным гипнозом?

Кроме того, в сентябре Департамент СМИ и рекламы Москвы планирует очередной рейд по городу с целью обнаружения и избавления от автомобилей, преимущественно "Газелей", с установленными на них рекламными стендами. Предыдущий рейд был в марте этого года, однако в этот раз, по замечанию главы ведомства, мероприятие будет иметь гораздо более жесткие последствия. С учетом новых законов, автомобили с незаконной рекламой будут вывозить на штраф-стоянку за счет владельцев. Черников понадеялся, что понесенные затраты повлияют на лиц, ответственных за размещения такой рекламы.

Первый аукцион для деятелей рекламного бизнеса состоится 13 сентября.

Читайте самое интересное в рубрике "Экономика"

Автор Мария Сныткова
Мария Сныткова — журналист, обозреватель, редактор экономического раздела Правды.Ру *
Обсудить