Почтовые службы мира переживают непростые времена

Почта бумажная уходит вслед за голубиной

Почтовые службы мира переживают непростые времена. Распространение электронных средств коммуникации лишило почтовых операторов значительной части доходов, а с рынка бандеролей и посылок их выдавили более оперативные курьерские службы. Для выживания классическим почтовым службам необходимо искать новые ниши. Однако получается это далеко не у всех.

На минувшей неделе о неспособности платить по своим обязательствам заявила одна из крупнейших почтовых служб мира — американская U. S. Postal Service (USPS). Компания сообщила о том, что неспособна перечислить 5,5 миллиарда долларов в рамках программ пенсионного обеспечения для своих сотрудников. В третьем квартале почта США получила убыток в размере 5,2 миллиарда долларов.

"Дефолт по обязательствам U. S. Postal Service по отношению к своим сотрудникам и пенсионерам является следствием ошибок в управлении компанией на протяжении десятилетий и осознанного нежелания замечать фундаментальные перемены на рынке почтовых услуг США", — заявил председатель комитета по надзору и правительственной реформе палаты представителей конгресса республиканец Дарелл Исса.

Читайте также: Наши первые шаги в интернет-торги

Как прогнозируют аналитики, почта не сможет оплатить очередной сентябрьский платеж в 5,6 миллиарда долларов, по итогам текущего финансового года убытки вырастут до 9,1 миллиарда долларов.

Американская почта объясняет кризисное положение сокращением пересылок писем первого класса. Как сообщает Bloomberg, USPS сократила свою долю на рынке малогабаритной корреспонденции до 14 процентов, против 52 процентов у United Parcel Service она составляла 52 процента и 34 процента у FedEx. На рынке посылок и бандеролей доминируют DHL и UPS.

Теперь проблемами дефолтной американской почты вынуждены заняться законодатели. Они отвергли представленный USPS план реформирования, согласно которому, предлагалось отменить ежедневный сбор почты из ящиков, а также закрыть 12 процентов почтовых отделений службы по всей стране.

Кроме того, американская почта является крупнейшим работодателем в стране и сокращение числа рабочих мест является наиболее очевидным путем сокращения издержек. Законодатели предлагают дать USPS отсрочку по свои пенсионным платежам, а также сократить часы работы почтовых отделений.

В первом квартале текущего года "Почта России" понесла чистый убыток в размере 2,012 миллиарда рублей. Однако в организации утверждают, что отрицательная динамика является традиционной для первого квартала. Например, в 2011 году убыток предприятия в первые месяцы составил 152,9 миллиона рублей.

Тем не менее, в первом квартале на шесть процентов выросла выручка российской почты и составила 29 654 миллионов рублей.

При этом директор консалтинговой фирмы Oxford Strategic Consulting Уильям Скотт-Джексон полагает, что российская и бразильская почтовые службы являются наиболее эффективными в финансовом отношении. В рейтинге качества организаций почтовой деятельности в странах Большой двадцатки (G20), "Почта России" и Correios Brazil заняли девятое и десятое места соответственно.

В отличие от США, в этих странах не столь развит широкополосный интернет, кроме того, сами службы стремятся максимально диверсифицировать свою деятельность и источники доходов. И хотя затея с созданием почтового банка пока буксует, почта активно продвигает финансовые услуги и получает растущую выручку от посреднической деятельности.

Читайте также: Столицу накроет бесплатный Wi-Fi

Доходы от приема коммунальных и муниципальных платежей составили 1 937 миллионов рублей, что на девять процентов больше, чем в первом квартале 2011 года. На три процента увеличилась выручка предприятия от выплаты пенсий и пособий, составив 7 122 миллионов рублей. Кроме того, почта выходит на рынок микрокредитования. К 2014 году объем этого рынка в России составит до 77 миллиардов.

Спрос на микрозаймы оценивается в 300 миллиардов рублей. Средняя ставка на этом рынке составляла в прошлом году два процента в день, то есть превышала 700 процентов в год. Впрочем, в апреле текущего года замглавы предприятия Игорь Мандрыкин говорил об установлении планки максимальной доходности в 80 процентов годовых.

Кроме того, российская почта пытается отстоять сегмент экспресс-доставки в противостоянии с курьерскими службами. Так, в результате роста объемов доставки посылок доходы в этом сегменте увеличились на 11 процентов. Доходы от пересылки экспресс-почты возросли на 16 процентов, что составило 720,5 миллионов рублей. На 58 процентов возросли доходы от пересылки отправлений первого класса.

Однако нареканий к работе отечественной почтовой службы со стороны клиентов остается слишком много. Они касаются в первую очередь сроков доставки корреспонденции и посылок.

В июле "Почта России" решила отказаться от посредников и перейти на прямые договора с авиационными перевозчиками, так как транспортные компании вместо авиации часто использовали автомобильный и морской транспорт, что задерживало получение писем и посылок.

Читайте все самое интересное в рубрике "Экономика"

Автор Анатолий Мирановский
Анатолий Мирановский — журналист, обозреватель, внештатный корреспондент Правды.Ру
Обсудить