Строя Каракорумское шоссе, Китай преследует свои цели

Китай подбирается к ресурсам Азии

Каракорумское шоссе — самая высокогорная асфальтовая автодорога в мире. Трасса, проложенная через горные перевалы, строившаяся более 20 лет и полностью открытая в 1986 году, была подарком Пакистану от Китая. Впрочем, даритель преследовал свои выгоды и на траты не скупился. Теперь КНР намерена выделить деньги на расширение нового Шелкового пути.

На постройку шоссе, свыше 800 километров которого проходят на территории Пакистана, а значит, оно является и важнейшей пакистанской магистралью, было затрачено свыше трех миллиардов долларов. Дорога проходит через часть штата Джамму и Кашмир, находящуюся под контролем Пакистана, пересекает горные системы Куньлунь и Каракорум, затем идет вдоль долин рек Хунза, Гилгит и верхнего течения Инда.

Оставшиеся 494 километра приходятся на Сынцзян-Уйгурский автономный округ, который долгие годы остается одним из наименее развитых регионов страны. Создание транзитного пути не только обеспечило местных жителей весьма опасными для жизни рабочими местами (во время строительства погибло более тысячи китайцев и пакистанцев), но и в некоторой степени стимулировало развитие этого депрессивного региона.

Однако в зимнее время из-за опасности схода лавин движение по Каракорумскому шоссе закрывается. Сообщение часто прерывается и в другое время года, причиной становятся обвалы громадных пустынных гор, селевые потоки, лавины и прочие горные прелести. На территории Китая шоссе значится как трасса республиканского значения Годао 314, и китайцы уже успели модернизировать свою часть магистрали.

Теперь КНР направила 20 тысяч китайских рабочих в пакистанские горы для ведения работ по расширению шоссе Каракорум. На сегодняшний день эту дорогу можно считать лишь условно асфальтовой. Большая часть ее, особенно в горных районах, имеет гравийное покрытие. Хотя следы некогда уложенного асфальта попадаются…

Качество первой китайской укладки оказалось китайским в худшем смысле этого слова. Покрытие просто не выдержало суровых природных условий, когда температура колеблется от плюсовых 40-50 градусов днем до минусовых ночью. Но дорога функционирует и на поддержку ее в минимально работоспособном состоянии также приходится тратить средства.

Грузовик идет по Каракорумской магистрали со средней скоростью 20-30 километров в час. При таких темпах доставка груза из Пакистана в Китай и обратно действительно напоминает скорости времен древнего Шелкового пути.

Сейчас китайцы лелеют планы полностью покрыть магистраль асфальтом и расширить дорогу до двух, а в некоторых местах и до четырех полос движения. Это еще один "подарок" Китая Пакистану, который обойдется примерно в 400 миллионов долларов.

"Для Пекина смысл в том, что он сможет экспортировать больше товаров в Пакистан, через порт Карачи и далее по всему миру", — отмечает эксперт по Китаю Института стратегических исследований в Исламабаде Фазал ур-Рехман.

Завершить первый этап реконструкции планировалось в 2013 году. Однако китайских планов громадье было нарушено природой. Оползень Karimabad похоронил под собой не только деревни, но и создал искусственное озеро, на дне которого осталось 22 километра высокогорной дороги. И сейчас товар перегружается на лодки. Таким образом, Каракорумская дорога по-прежнему остается одним из наиболее сложных путей для осуществления экспортно-импортных операций Китая и вряд ли ее статус серьезно изменится в ближайшие годы.

Однако военно-стратегическое значение дороги переоценить трудно. Через перевалы Китай имеет выход по суше в район Аравийского моря и практически выкупленных портов на территории Пакистана — Гвадар и Карачи. Пекин может поддерживать своего союзника Исламабад (три четверти всех закупок пакистанская армия осуществляет в Китае) и установить сухопутную связь с Ираном. Собственно, охрана и ремонт Каракорумского шоссе позволяют Китаю держать на перевале несколько тысяч своих военных.

Через Гвадар Пекин может наращивать объемы потребления нефти и доставлять ее на свою территорию через горные трубопроводы. Из Ирана в Пакистан пройдет газопровод Иран — Пакистан — Индия (ИПИ), который, как и пока гипотетический путь Туркмения — Афганистан — Пакистан — Индия (ТАПИ), может быть продлен до территории западного Китая. Живой интерес к этим проектам проявляет "Газпром", тем более что вместо Индии "на том конце провода", скорее всего, окажется Китай, которому россияне никак не могут продать собственный газ по хорошей цене.

Читайте также: Глобальные планы Ирана по захвату рынка газа

Не исключено, что новые газонефтепроводные пути будут проложены как раз по маршруту расширяемого ныне с 10 до 30 метров Каракорумского шоссе. По крайней мере, это значительно удешевит и без того невероятно затратные и высокотехнологичные проекты горных трубопроводов. Трубопровод Иран — Пакистан, уже вплоть до границы с Пакистаном и невзирая на угрозу санкций со стороны США, Исламабад построил на своей территории уже свыше 30 километров. У Пакистана денег на свою часть не хватает, однако его уже финансирует Иран, видящий за спиной Исламабада громадный китайский рынок, который способен в принципе решить проблему западных санкций.

Несмотря на все сложности и значительные расходы, которые Китай несет по обеспечению пока ненадежно функционирующей Каракорумской магистрали, именно эта дорога становится главной проекцией китайского влияния в данном регионе. Через эту дорогу Китай может дотянуться до Ирана через ключевой в геополитическом смысле в этом регионе Пакистан. Все вместе они, безо всяких преувеличений, могут нагнуть половину Азии. А начиналась эта история с одной горной дороги, которая превратила Пакистан в китайскую "клешню", проникшую в ближневосточный регион.

Читайте самое интересное в рубрике "Экономика"

Автор Анатолий Мирановский
Анатолий Мирановский — журналист, обозреватель, внештатный корреспондент Правды.Ру
Обсудить