"Газпром" решил создать свой мини-инноград

"Газпром" попробует науку на вкус

"Газпром" решил создать свой мини-инноград. Научный центр, построенный на деньги газовой монополии в Троицке, будет биться над решением интересной задачи — как транспортировать газ. Понятно, что девать газодоллары уже некуда, но повышать эффективность и рентабельность уже существующих проектов без энергетического "Сколкова" больше не удается.

Коль скоро Троицк стал Москвой, возникла непреодолимая потребность что-нибудь в этом городе возвести. Например, газовый наукоград. Саму идею подал газовой монополии Департамент стратегического развития московского офиса, но теперь инновациями займется создаваемый Департамент перспективного развития. Очевидно, что главный наполнитель государственной казны строит свою структуру точно так же, как российская власть — чиновников: чем больше, тем лучше.

Итак, в рукаве у "Газпрома" свой научно-технический комплекс, состоящий из нескольких институтов, которые трудятся в отрасли, разрабатывая различные технологии. Чтобы будущим инвесторам, каковыми, судя по всему, будут являться акционеры концерна, было не страшно, уже есть разработки по трубопроводным системам регионального направления. Осталось только понять, как перевести на практические рельсы теоретические знания ученых.

Читайте также: Глобальные планы Ирана по захвату рынка газа

По мнению экспертов, стоимость такого газового "Сколкова" оценить пока сложно, но поддержка футбольных клубов уже обходится "Газпрому" гораздо дороже. А тем временем, добывать газ, как и нефть, становится все труднее и, следовательно, дороже. Всему виной Соединенные Штаты, которые стали неистово разрабатывать собственные сланцевые месторождения. Америка планирует скинуть Россию с пьедестала главного газовика планеты уже к 2017 году, хотя сами газпромовцы неохотно подтверждали, что такое горе приключится, но не ранее 2035 года.

Все дело в том, что добывать сланцевый газ в США гораздо легче, чем в той же Восточной Европе, где подобные энергоресурсы тоже есть — в Болгарии и на Украине. Кроме того, "голубое топливо", полученное из сланцев, дешевле, чем российский газ. А по прогнозам Международного энергетического агентства, газовое предложение увеличится к 2017 году почти на полтриллиона кубических метров — до 4 триллионов кубов. А вот Европа к этому моменту будет весьма вялой на газовом рынке, увеличив спрос всего на 41 миллиард кубометров. Ну что прикажете делать в этой связи "Газпрому".

Придумывать хитрые многоходовки — этим и займутся в новом иннограде. Потому что перенаправить российский газ в Китай — это дело долгое и трудное. Пекин не согласен с российскими расценками, предпочитая Туркменистан, который делится своими энергоресурсами по вполне сходной цене. Но, как говаривал шейх из актуального кинофильма "Черное золото", люди нуждаются в роскоши и богатстве прямо сейчас.

Читайте также: Приморью прописали полный апгрейд

Следовательно, приступив к научным разработкам, "Газпром" еще может удержать пальму первенства в отрасли, которая является одной из сильнейших в российской экономике. Цена вопроса — один миллиард долларов ежегодно. Разумеется, не на строительство, а на непосредственную работу ученых.

Разговоры разговорами, но до сих пор серьезной проблемой для компаний является утилизация попутного нефтяного газа. С 1 января текущего года действуют новые принципы расчета платы за выбросы при сжигании ПНГ на факельных установках. Введение повышающего коэффициента приведет к росту платежей за выбросы в 50 раз — до 16,7 миллиарда рублей уже в этом году. Цифры, кстати, нарисовал энергетический центр того самого "Сколково", с которым и будет конкурировать научный град газовой монополии.

И раз уж "Газпром" трепетно относится к проблеме рационального использования попутного газа, то почему бы не рискнуть и с инноградом? Вопрос в том, откуда концерн будет брать деньги на такой проект? Инвестиционная программа, бюджет и финансовый план на 2012 год, принятые советом директоров, насчитывают 776,64 миллиарда рублей. Например, на объекты добычи газа планируется направить 33 процента от общего объема расходов на капитальное строительство, на объекты транспортировки и подземного хранения газа — 52 процента. А на приобретение внеоборотных активов, будет выделено 40 миллионов рублей. Вполне возможно, что это и есть денежки для фундамента мини-Сколково.

Читайте самое интересное в рубрике "Экономика"

Автор Илона Раскольникова
Илона Раскольникова — журналист,  репортер, специализирующийся на кавказской тематике, политике, экономике
Обсудить