После саммита АТЭС российский Дальний Восток ждет апгрейд

Приморью прописали полный апгрейд

В этом году на острове Русский пройдет саммит АТЭС. Бывший президент очень воодушевился идеей развития Приморья после того, как мероприятие закончится. Но что может дать регион российской экономике, и не будут ли деньги выброшены на ветер? Став премьером, Дмитрий Медведев не отказался от тотальной перестройки Приморского края на общие рельсы.

На этой неделе он обсудил с губернатором Приморского края Владимиром Миклушевским, как лучше превратить регион в донора, а не потребителя федерального бюджета. Пресс-служба российского правительства сообщает, что приоритет социально-экономического развития Приморья заключается в создании пригодной среды для проживания. Не секрет, что сегодня люди бегут из края в поисках лучшей жизни в другие субъекты страны. Но премьер считает, что этому пора положить конец.

"Для нас сейчас существует проблема того, что люди уезжают, молодежь уезжает, и мы должны создать комфортную среду. Это очень многофакторная задача — это, конечно же, доступное жилье, которое Вы только что упомянули, детские сады (мы такую программу сейчас начали реализовывать, и мы хотим в течение двух лет ликвидировать очередь, это очень важно для молодых мам и для семей), это тема университета, которую Вы обозначили.

Читайте также: Япония отдает России Хоккайдо?

И, конечно, мы сейчас работаем над развитием отраслей промышленности. Я считаю, что нам, прежде всего, надо сосредоточиться на высокотехнологичных отраслях с высокой добавленной стоимостью, высокой производительностью труда. Это очень важно в условиях ограниченного населения на Дальнем Востоке, потому что именно это может серьезным образом увеличить валовой региональный продукт", — согласился с главой правительства губернатор Миклушевский.

Вот и вчера этот же самый губернатор на заседании местного правительства сообщил, что будет рад компенсировать издержки приморской дочки "РЖД".

Можно только представить, сколько денег выделит федеральный центр для развития региона. Ведь как ни крути, а он является стратегическим субъектом России, как и Курилы, входящие в состав Сахалинской области. Поднятие с колен Дальнего Востока — это решение не только демографической проблемы, но и государственной безопасности. Наш Тихоокеанский флот находится в очень плачевном состоянии.

За последние двадцать лет в эксплуатацию не ввели ни одну новую боевую единицу, кроме пары подводных лодок — и то, Тихоокеанский флот получил их от Северного, после списания. Есть контракт на "Мистрали", но если их направят для службы в Тихий океан, то все мировое сообщество будет сотрясать очень длительное время — от хохота. Так что все эти приобретения — способ залатать дыры, но не сделать ребрендинг Приморья.

Как считает главный редактор журнала "Национальная оборона" Игорь Коротченко, необходимо развернуть на Курилах два дивизиона ЗРС С-400 "Триумф", прикрытие которых будут осуществлять ЗРПК "Панцирь-С1", береговой ракетный комплекс "Бастион" с противокорабельными ракетами "Яхонт", а также несколько современных РЛС контроля воздушного пространства для создания сплошного радиолокационного поля.

Читайте также: Талант и интеллект у губернатора в почете

"После реконструкции существующих аэродромов и объектов аэродромной инфраструктуры на Курильских островах может быть развернута авиационная база, оснащенная новыми многофункциональными истребителями Су-35, поступление которых от промышленности ожидается в ближайшее время, а также противолодочными самолетами. Морская компонента должна включать от четырех до шести ракетных катеров типа "Молния" и два-три корвета типа "Стерегущий"", — цитирует Коротченко "Голос России".

Кроме того, правительство приняло решение о приватизации крупнейших унитарных предприятий Приморья — "Приморский водоканал" и "Примтеплоэнерго". Правда, контрольный пакет все равно будет принадлежать государству — для надлежащего контроля над развитием региона. И действительно, миноритарные акционеры "со стороны" гораздо больше заинтересованы в хорошей прибыли, а, следовательно, — готовы выделить под это дело инвестиции. Таким образом, можно остановить отток населения, создав рабочие места и гарантию для стабильности общества.

На данный момент в регионе присутствуют такие крупные компании, как "Восточный порт", "Находкинская база активного морского рыболовства", "Приморское морское пароходство", "Роснефть-Находканефтепродукт", "Дальэнерго", "Ростелеком", "Владивосток Авиа". Акционерами этих предприятий являются РАО "ЕЭС России" (49 процентов "Дальэнерго"), "Роснефть" (33,4 процента акций лесопромышленного предприятия региона), "Группа МДМ" (30 процентов "Дальэнерго" и 49 процентов "Торгового порта Посьет"), "Группа Альянс" (основной поставщик топлива для нужд приморского ЖКХ) и консорциум "Альфа-групп". Кроме того, "Кузбассразрезуголь" и "ЕвразХолдинг" владеют двумя крупнейшими портами Приморского края.

Читайте также: Китай забирает у России Дальний Восток

Приморский край действительно наиболее развитый в Дальневосточном федеральном округе, где представлено примерно 50 отраслей промышленности, сельского и лесного хозяйства. Регион экспортирует продукцию в 36 стран; включая страны СНГ: рыбу, морепродукты, которые реализуют в основном за пределами таможенной границы, лесоматериалы, цемент, каменный уголь. Тем не менее, объем инвестиций катастрофически падает, что свидетельствует о высоком уровне экономического риска и низком уровне экономической безопасности в основных отраслях хоздеятельности. А 19 процентов всех жителей Приморья до сих пор получают зарплату, которая ниже установленного в регионе прожиточного минимума.

Но отступать некуда. Смещение мирового экономического центра в Азиатско-Тихоокеанский регион и превращение его в двигатель мировой цивилизации не оставляет российскому правительству никаких шансов, кроме как засучить рукава и начать полный апгрейд Дальнего Востока. И хорошо, что новую программу социально-экономического развития должны разработать эксперты, а не чиновники. Граждане получат шанс внести свой вклад в развитие страны, тогда и посмотрим, нужно ли пенять только на чиновников, или российская рыба может гнить не только с головы.

Читайте самое интересное в рубрике "Экономика"

Автор Илона Раскольникова
Илона Раскольникова — журналист,  репортер, специализирующийся на кавказской тематике, политике, экономике