В АТМОСФЕРЕ ПОДЪЕМА ТРУДНО НЕ ДЫШИТСЯ

Работа Юрия МАСЛЮКОВА "О стратегии промышленного развития страны" продолжает вызывать отклики, возникают новые вопросы. Наш обозреватель Анатолий БАРАНОВ встретился с автором программной статьи, чтобы снова вернуться к роли общества в экономической стратегии государства.

- Юрий Дмитриевич, в вашей недавней статье прозвучала мысль о необходимости формирования социально-психологической "атмосферы обновления и подъема", характеризующейся наличием в обществе внутреннего согласия по поводу целей развития и способов их достижения. На Форуме ПРАВДЫ.Ру это вызвало вопрос "Как? Какими средствами?" А у меня есть вопрос "Кто?", какие кадры будут "решать все?" Вопрос не праздный, поскольку размножившиеся пресс-службы начальников разного ранга призваны решать локальные задачи, как правило, обслуживать персональную карьеру. PR-структуры также берутся за локальные задачи, от выборов до выяснения отношений между компаниями. Методы здесь эффективны, просты, но кажется, абсолютно не пригодны для очерченной вами позитивной задачи.

- Да, мы наблюдаем упрощение отношений в сфере работы с общественным мнением. Основной метод здесь - "активное мероприятие" в средствах массовой информации, прямо почерпнутое из арсенала спецслужб. Только те работали во внешнем пространстве, а здесь это оружие повернуто внутрь страны и разит направо и налево. Наверное, не очень подходят для выполнения этой задачи и методы, применяемые в рекламном бизнесе. Мы имеем счастье наблюдать "социальную рекламу", призванную как будто создавать определенную позитивную атмосферу в обществе. Но кроме ощущения, что кто-то неплохо на этом заработал, никаких других эмоций не наблюдается. Хотя чей-то хороший честный заработок в здоровом обществе должен радовать, а не вызывать зависть и злобу. Так что на специалистов из существующих структур я бы здесь не рассчитывал. Хотя существует позитивный опыт внедрения корпоративной идеологии в крупных государственных компаниях, своего рода "атмосферы подъема" в условиях отдельно взятого предприятия. Кажется, вы имеете опыт такой работы на государственной корпорации "МиГ". Возможно, здесь есть достаточные резервы.

- К сожалению, мой опыт можно назвать относительно позитивным. Как и на других подобных предприятиях, лозунги и идеи упираются в реальность. Честно говоря, я ожидал услышать что-то обнадеживающее насчет оппозиции. Хотя уже не впервые патриотическая оппозиция выступает со своим видением экономических процессов в стране. Как правило, эти заявления декларативны и легко разбиваются оппонентами из либерального лагеря. Тем не менее, опять в уважаемой газете, за подписью известных людей читаем: «Следует перекрыть поток национального богатства, уплывающего в карманы расхитителей России, повернуть его на благо народа».

- При содержательной справедливости лозунга, словосочетание «перекрыть поток» ассоциируется с намерением реализовать его административным запретом на вывоз валюты из страны. Я уже не говорю о реакции граждан, давно привыкших хранить свои скудные сбережения в долларах и крайне болезненно воспринимающих очередное покушение на скопленное про черный день. Здесь удивляет какая-то нечувствительность к настроениям собственного избирателя.

Если же лозунг реализовать, то это затруднит внешнюю торговлю России и серьезно ограничит привлечение иностранных инвестиций, а значит - и весь процесс обновления и модернизации основных фондов в целом. Описанные тенденции вычеркнут Россию из мировой экономики и сделают ее экономическую деградацию необратимой.

Запрет на вывоз валюты из страны вызовет ответные меры со стороны развитых стран, от новых антидемпинговых расследований (так как Россия закрепится в статусе «страны с нерыночной экономикой») до прямого ограничения российского экспорта и ограничения критического импорта (масштабы которого с учетом производственных нужд велики - более 1 млрд.долл. ежемесячно).

В конечном счете необходимость обеспечения запрета на вывоз валюты вынудит государство прекратить продажу валюты населению и предприятиям, вернуться в той или иной форме к системе централизованного импорта, существовавшей в СССР.

Однако административные запреты способствуют сокращению оттока капитала лишь в определенных границах. При излишнем «завинчивании гаек» капиталы уходят из страны уже не по «серым», частично законным схемам, а по «черным», полностью незаконным и значительно более криминогенным. (Даже слабое усиление административных рычагов валютного контроля в I квартале 2000 года привело к росту оттока капитала по «черным» каналам более чем в 4 раза - с 0,5 до 2,3 млрд.долл. при совершенно незначительном - с 5,3 до 5,4 млрд.долл. - увеличении оттока по «серым» каналам).

Остановить отток капитала административными мерами в настоящее время не удастся. Причины этого лучше всего иллюстрирует следующее сопоставление: сложившаяся инфраструктура вывода капитала за рубеж и государство обладают примерно одинаковой финансовой базой - около 20 млрд.долл. в год. Однако государство тратит эти средства в интересах всего общества и может направить на обеспечение валютного контроля лишь относительно небольшую сумму. Противостоящая же ему инфраструктура вывода капиталов из страны может тратить на собственное развитие до 15% выводимых сумм, то есть до 3 млрд. долл. в год! Понятно, что специалисты, обслуживающие ее интересы, по своей квалификации и эффективности в среднем будут превосходить специалистов, работающих на государство, даже с учетом поддерживающего последних морально-идеологического фактора.

Таким образом, чрезмерное ужесточение административных мер, с одной стороны, не способно перекрыть отток капитала из страны, а с другой стороны - усилит его, вызвав в среди бизнесменов опасения и повысив стремление капиталов к бегству.

Поэтому административные ограничения вывоза валюты принесут пользу только в той мере, в которой они будут следовать за реальными мерами по улучшению инвестиционного климата в стране (проведение антимонопольной политики, декриминализация процедуры банкротства, создание эффективного суда, государственные гарантии от политических рисков для жизненно важных инвестиционных проектов и т.д.).

- Складывается впечатление, что экономические заявления иногда делают люди, весьма далекие от проблем реальной экономики. Тем не менее, они безапелляционно заявляют: «В стране есть настоящие специалисты, знающие без заморских рецептов, как это сделать». Прямо "денечек покумекаем, и выдадим рецепт".

- Отрицание «заморских рецептов» в эпоху глобализации выглядит как-то совсем пещерно. Ведь почти все периоды возрождения России - и при Иване III, и при Петре I, и в советское время - связаны с масштабным заимствованием и творческой переработкой всех достижений человечества.

Попытка отказаться от них сократит потенциал развития нашей страны и обеднит ее, «заставит вариться в собственном соку», лишит ее новых факторов роста.

Следует отметить, что в развитых странах рецепты российских реформаторов и МВФ вызывали протесты не только научной, но деловой и политической общественности, доходившие до написания открытых писем руководству России.

Игнорирование такого значимого фактора, как позитивное интеллектуальное взаимодействие с развитыми странами, недопустимо. Россия не должна бояться лучших мировых достижений, в том числе и в области экономической теории, и отказываться от них просто потому, что в свое время от них отказались поставившие ее на грань уничтожения реформаторы.

- Предлагается «использование всех возможностей» для резкого увеличения бюджета. Честно говоря, когда государство начинает использовать ВСЕ имеющиеся у него возможности, рядовой гражданин обязан задуматься: либо происходит что-то катастрофическое, мировая война, конец света, либо его хотят "построить" и в очередной раз обчистить.

- Реализация этого принципа не возможна без усиления налогообложения, причем в каком-то сверхжестком режиме, поскольку просто жесткий, как сейчас, с масками, захватами, массовыми приговорами за уклонение от налогов, эффекта не дает.

Некоторые отрасли, - например, цветная металлургия и (в условиях высоких мировых цен) нефтяная промышленность, безусловно, облагаются налогами недостаточно. Их налогообложение разумно усилить, и нужно думать, как это сделать.

Однако в целом уровень налогообложения чрезмерен. Дальнейшее его увеличение угнетет производство и вызовет не его рост, а массовый уход в тень или даже разрушение.

Именно такую политику проводили реформаторы, осуществлявшие беспрецедентное фискальное подавление России. Неясно, почему страна должна вновь использовать их порочную политику.

- Любимая тема оппозиции - это «возвращение под контроль государства ведущих предприятий, отнятых путем незаконной приватизации». Насколько реально сегодня деприватизировать промышленность?

- Понятие «ведущего» предприятия размыто - под него можно подвести почти любой крупный хозяйственный субъект. Основная часть приватизации, как известно, проводилась с нарушением законов, хотя бы в силу их несовершенства.

Таким образом, налицо призывк массовому переделу собственности.

Восстановление справедливости в отношениях собственности весьма напоминает восстановление справедливости в межнациональных отношениях -- и там, и там благими намерениями вымощена дорога в ад национальной катастрофы.

Ведь передел собственности, если он, вместо сегодняшнего ползучего, приобретет открытый и массовый характер, дезорганизует производство, приведет к очередному разрыву производственных связей и прекращению инвестиций.

Кроме того, большинство приватизированных предприятий, которые управлялись плохо (кроме стратегических и градообразующих), как правило, погибли. В результате пересмотр приватизации ударит по тем предприятиям, которые управлялись относительно хорошо, то есть по тому самому эффективному собственнику, который необходим для нормального развития экономики.

Реализация описанного лозунга возможна только в случае прямого нарушения инвестором своих инвестиционных обязательств. Ему нужно дать время для их выполнения, и лишь в случае пренебрежения своими собственными обещаниями вернуть собственность государству. Схожие процессы имели место, например, в бывшей ГДР (где доходило до перекрытия трудящимися автобанов общеевропейского значения), однако они допустимы лишь по отдельным решениям судов по отношению к отдельным недобросовестным собственникам и не должны принимать массового характера.

Принципиально важно и то, что недобросовестность собственника должна проявиться в настоящем, а не в далеком прошлом, так как с того времени он мог исправиться (и, кроме того, в периодпроведения приватизации действовали весьма специфические «правила игры», нарушать которые было нельзя даже лично честным инвесторам).

- Предлагается также «национализация природных ресурсов страны».

- Этот пункт непонятен, так как природные ресурсы страны и так принадлежат государству. Можно и нужно требовать последовательной защиты национальных интересов и уточнения вектора государственной политики в области природных ресурсов, однако призыв, сформулированный в таком виде, производит опасное впечатление недостаточной грамотности.

Если же этот лозунг подразумевает доступ к разработке недр исключительно государственных структур, то его следует признать ошибочным.

Прежде всего, современные государственные структуры плохо контролируются государством и в этом плане мало отличаются от коммерческих. Поэтому передача им прав разработки недр приведет не к росту эффективности за счет приоритетной реализации государственных интересов, но к его падению из-за снижения уровня конкуренции за право подобной разработки.

Кроме того, использование исключительно государственных организаций практически исключит возможность привлечения негосударственных, а с учетом современного финансового состояния государства, - и вообще всех инвестиций в освоение природных ресурсов России.

Представляется, что основной проблемой является здесь эффективность государственного контроля за освоением природных ресурсов, которая практически не зависит от формы собственности разрабатывающей компании.

- Одним из давних лозунгов оппозиции является «Предоставление Федеральному Собранию контроля за исполнением законов». Честно говоря, было бы странно, если бы этого предложения, мало имеющего отношения к собственно экономической программе, тут не оказалось.

- Это фактически подмена парламентом судебных и правоохранительных органов. Данная идея противоречит не только фундаментальному принципу разделения властей, но и высказываемой в том же пункте идеи «создания условий для полноценной деятельности судебной системы».

Ее реализация приведет к снижению эффективности, с одной стороны, парламента (не только из-за его перегрузки, но и из-за возникновения в нем конфликта интересов между законодательными и надзорными функциями), а с другой - судебной системы и правоохранительных органов (работа которых будет частично дублироваться парламентом).

Представляется, что для достижения поставленной цели вполне достаточно традиционной процедуры парламентских расследований. Но похоже, что не все, заседающие а парламенте, достаточно хорошо знакомы с собственными возможностями, которые действительно, довольно велики. Превращать же Федеральное Собрание в подобие "чрезвычайки" во всяком случае не следует.

- Честно говоря, после нашей беседы я еще более укрепился в мысли, что все это напоминает какую-то игру в поддавки между властью и оппозицией. У исполнительной власти явно плохо идут дела с "программным обеспечением", есть вполне обоснованные опасения, что общество, получив из рук левых, патриотов или кого-то еще документ, сравнимый по популярности с программой "500 дней", начнет переориентироваться на какие-то иные силы. И тут появляется что-то вроде знакомого "Купи еды в последний раз", но в оригинальном исполнении.

- Далеко идущих выводов делать не стану. Однако, описанные рецепты объективно направлены на самоизоляцию России и попытку создания в ней мобилизационной экономики, не отвечающую ни ее ресурсному потенциалу, ни требованиям мировой конкуренции. Тем самым они, несмотря на благие намерения, объективно ведут к краху экономики нашей страны. И это достаточно очевидно.

В целом приведенная статья производит пугающее впечатление. Вы правы, предполагая, что это впечатление может быть и не случайным, но я воздержусь от поспешных выводов.

Вырисовывающаяся картина действительно подменяет реально существующий для России выбор между антинациональным курсом реформаторов и проведением национально ориентированной, хотя и рыночной, государственной политики совершенно иным, виртуальным выбором - между карикатурой на коммуниста, выдержанную в худших образцах кремлевской пропаганды 1996 года, и "цивилизованными реформаторами", кажущимися на таком фоне относительно конструктивными людьми.

В результате общество, осознавшее «необходимость новой социально-экономической политики», и люди, ежедневно ощущающие «всю пагубность продолжения прежнего курса» (как справедливо указано в статье), будут дезориентированы и поддержат не спасителей России, а ее могильщиков, - просто потому, что "спасители" говорят пугающие и непонятные слова, а могильщики относительно хорошо выглядят и умно излагают.

Объективно эта статья, как ни парадоксально, льет воду на мельницу ультралибералов, неоправданно отпугивая широкие массы населения, деловой и властной общественности от патриотического движения. Если бы у нее был иной автор, она могла бы считаться подготовленной в результате интриг кого-либо из кремлевских политтехнологов. Но я все же не думаю, что нашей оппозицией так легко манипулировать во вред ей же. Полагаю, у сегодняшней оппозиции несколько хуже обстоят дела с профессионалами-пропагандистами, чем у Кремля. И это легко объяснимо.

Но я писал и о том, что атмосфера подъема определяется наличием в обществе внутреннего согласия, а не борьбы все против всех. Только в такой среде может господствовать конструктивная мотивация, обеспечивающая поступательное развитие.

Беседу вел

Анатолий БАРАНОВ.

Premier planemakers

О СТРАТЕГИИ ПРОМЫШЛЕННОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ

ОТВЕТЫ ЮРИЯ МАСЛЮКОВА УЧАСТНИКАМ ФОРУМА ПРАВДЫ.РУ

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Ситуация в Каталонии вышла на финишную прямую к референдуму о независимости. И хотя Мадрид дал понять, что просто так не сдастся, Евросоюз уже смягчил риторику

Мадрид в бешенстве: Барселона разыгрывает крымский сценарий
Комментарии
СМИ: какие "топовые" банки ждет банкротство
Чонгарская вышка вместо украинской пропаганды транслирует передачи из России
Чонгарская вышка вместо украинской пропаганды транслирует передачи из России
Русский язык в Татарстане: проблем нет. Или есть?
"Яблоко" предлагает России смириться
Еще одна учительница сядет за секс с учениками. Пожизненно
Ночные "Страхи" Моргана Фримена
Ночные "Страхи" Моргана Фримена
СМИ сообщили об отставке «золотой судьи» Хахалевой
«Тайна», найденная Рондой Берн, оказалась пустышкой
«Тайна», найденная Рондой Берн, оказалась пустышкой
«Тайна», найденная Рондой Берн, оказалась пустышкой
Посольство США пригласило россиян за визами в Киев
Посольство США пригласило россиян за визами в Киев
Посольство США пригласило россиян за визами в Киев
Посольство США пригласило россиян за визами в Киев
Посольство США пригласило россиян за визами в Киев
Тома Круза хотят пожизненно посадить за смерть двух пилотов
Чернобыльскую АЭС переполнили радиоактивные материалы
США попались на передаче данных о российских войсках террористам
Посольство США пригласило россиян за визами в Киев