Специалисты в аренду: дешево и оперативно

Временная работа и лизинг персонала получают все большее распространение как у нас в стране, так и за рубежом. Услуги по подбору временного персонала предоставляет свыше половины российских кадровых агентств. Такой подход позволяет заказчикам обеспечить гибкость в решении задач и кроме того, существенно экономит финансовые средства компании.

По оценке специалистов, рынок лизинга персонала в 2009 году насчитывал 20-25 тыс. временных работников, что немного на фоне 74 млн. В Британии количество "темпов", так называют временных работников, составляет 5% от числа трудоспособного населения. В Голландии, Люксембурге, Франции и Бельгии — больше 2%.

Ведущие западные компании уже давно исповедуют гибкий подход к использованию и привлечению трудовых ресурсов. Многие пользуются трехсоставной формулой персонала: основной штат, подрядчики (консультанты, проектные специалисты), временные и частично занятые работники. Эта система позволяет оперативно реагировать на изменения ситуации на рынке и считается реакцией на удорожание рабочей силы на западе.

Развитию рынка аренды персонала в России препятствует законодательство, нормы которого не очень стыкуются с западным. Против форм временной занятости часто выступают профсоюзы. Оформление в одной компании (в случае классического аутстаффинга — непосредственно в кадровом агентстве) и фактическая работа в другой создают непривычные и юридически небезупречные ситуации. Да и роль профсоюзов при такой организации трудового процесса становится не совсем понятной, отмечает Bigness. ru.

Но уже сейчас по данным исследования Superjob. ru, услуги по подбору временного персонала предоставляют более половины российских кадровых агентств (54%). Тем не менее, нанимающие такой персонал отечественные организации (31%), как правило, осуществляют подбор кадров самостоятельно (79%).

В агентства обращаются 10% работодателей, ещё 6% пользуются собственной базой, сформировавшейся за время подобной практики, ищут сотрудников через знакомых или интернет-ресурсы, обращаются в учебные заведения или государственные Центры занятости.

Читайте также: "Наступил сезон безработицы"

Менеджеры по подбору персонала выделяют в качестве основных преимуществ использования временного персонала экономию средств (31%) и оперативное решение проблемы привлечения трудовых ресурсов под разовые (сезонные) проекты (30%).

Фото: AP

Также работодателям нравится быстрое выполнение временными сотрудниками стоящих перед ними задач (7%), лёгкость процедуры увольнения и приёма на временную работу (5%), отсутствие необходимости в обучении, минимум обязательств со стороны работодателя, а также возможность последующего приёма таких сотрудников в штат (по 4%).

"Новые взгляды, свежая кровь, и каждый привносит что-то новое"; "Штат не раздувается понапрасну. Временный персонал заранее предупреждён о времени работы над проектом. И по его окончании не возникает вопроса, чем занять сотрудников"; "Временность отношений, отсутствие долгосрочных обязательств перед работником", — комментируют представители кадровых служб компаний.

Кстати, в качестве плюсов таких работников сами агентства называют резкое увеличение производственных возможностей предприятия при сохранении прежней численности штатных исполнителей. Это позволяет в частности сохранить и статус малого предприятия, которое можно привлечь теоретически неограниченное количество временных, которые официально состоят в штате предоставляющего такие услуги агентства. Впрочем, это уже не лизинг, а аутстаффинг персонала.

Аутстаффингом называется вывод персонала за штат и его контрактное оформление в кадровом агентстве при дальнейшем использовании в той же компании, что и ранее. Под аутсорсингом подразумевается передача другому юридическому лицу бизнес-процесса: бухгалтерии, PR и прочего. А лизингом персонала является временная аренда квалифицированных специалистов в других компаниях.

По данным опроса Superjob. ru на временную работу чаще всего приглашают представителей рабочих специальностей (арматурщики, каменщики, сварщики, сантехники и др. — 25%), продавцов и торговых представителей (14%), промоутеров (12%) и разнорабочих (10%).

Что касается оплаты труда временных сотрудников, то, по словам почти каждого второго менеджера по персоналу (48%), она эквивалентна зарплате постоянных сотрудников. В свою очередь 27% работодателей платят временным работникам меньше, а 10% — больше, чем работникам, состоящим в штате.

Затруднились с ответом на поставленный вопрос 15% представителей компаний: "У временных сотрудников оплата сдельная, а у постоянных — оклад"; "Всё зависит от количества работы".

Самое интересное в рубрике "Экономика"

Автор Сергей Николаев
Сергей Николаев — журналист, кандидат экономических наук, внештатный корреспондент Правды.Ру *
Обсудить