Lufthansa - сговор по раскрытию сговора

11 крупных мировых авиаперевозчиков заплатят штраф за ценовой сговор, действовавший с 1999 по 2006 год. В течение этих лет авиакомпании намеренно завышали тарифы на грузоперевозки. Еврокомиссия оштрафует их на общую сумму в 799 млн евро, причем наказания избежит немецкий участник сговора — Lufthansa, "раскрывшая" его европейским антимонопольщикам.

В числе наиболее пострадавших оказался альянс Air France — KLM, ему грозит штраф на 340 миллионов евро, альянс с этим не согласился и идет в суд. Еще 104 миллиона заплатит British Airways, люксембургская Cargolux Airlines — на 79,9 млн евро. Для остальных ценник менее значительный. Еврокомиссия рассчитывала размер наказания, опираясь на оборот авиаперевозчика в прошлом году, уточняет НТВ.

Среди оштрафованных значатся также сингапурская Singapore Airlines, канадская Air Canada, японская Japan Airlines, скандинавская SAS, австралийская Qantas, чилийская LAN Chile, гонконгская Cathay Pacific и голландская Martinair.

Как установило следствие, в период с 1999 по 2006 годы эти компании согласованно устанавливали размер топливных надбавок и расходов на обеспечение безопасности полетов. В заявлении Еврокомиссии говорится, что авиаперевозчики вступали в контакт с целью добиться принятия единого сбора на килограмм веса груза всеми глобальными авиалиниями мира.

Комиссар ЕС по вопросам конкуренции Хоакин Алмуния считает "досадным, что такое количество крупных авиакомпаний договаривались о ценах в ущерб европейским компаниям и потребителям", сообщает агентство dpa.

О сговоре узнали от одного из участников, передают СМИ. Участницей картельных посиделок была немецкая "Люфтганза" (Lufthansa). В 2006 году по заявлению немецкой компании еврочиновники и начали расследовать попытку согласованного ценового регулирования. За проявленное рвение немцев освободили от уплаты штрафа.

Немногим ранее залп по авиакомпаниям сделало Министерство юстиции США. В апреле текущего года три международных авиаперевозчика согласились выплатить в общей сложности $214 млн. в качестве штрафов за ценовой сговор.

В период с 2001 по 2006 годы фиксировали цены на перевозку грузов компания Cargolux Airlines International (Люксембург), согласившаяся выплатить $119 млн., а также японская Nippon Cargo Airlines Co и корейская Asiana Airlines Inc., которые оштрафованы на $45 млн. и $50 млн.

В сентябре, власти США оштрафовали на $40 млн тайваньскую авиакомпанию China Airlines Ltd. И это далеко не все фигуранты антимонопольного расследования. По сообщению Минюста, обвинения предъявлены 18 авиакомпаниям, общая сумма штрафов превысит $1.6 млрд.

Стоит отметить, что стремление к консолидации, монополизации и установлению контроля над рынком в отрасли присутствовало всегда. С наступлением кризиса тенденции к слиянию только усилились. В начале ноября антимонопольные органы ЕС отказали в создании альянса British Airways, American Airlines и Iberia. British Airways, American Airlines с 1996 года стремятся усилить свои позиции в трансатлантических перевозках, сотрудничая и в рамках суперальянса OneWorld.

Стоит напомнить, что на самых доходных трассах работают такие альянсы как SkyTeam (10 авиаперевозчиков) и Star Alliance (19 компаний). В рамках альянса авиаперевозчики согласовывают стыковки рейсов, расписания полетов, совместно используют терминалы аэропортов, что приводит к снижению издержек.

Как предполагают в антимонопольном ведомстве, стороны намерены совместно управлять расписанием, объемом и ценообразованием, а также делиться доходами от трансатлантических маршрутов между Северной Америкой и Европой. Учитывая, что объединятся собрались крупнейший мировой перевозчик с крупнейшим мировым, в антимонопольных органах опасаются доминирования, а также установления монополии на некоторых маршрутах между американскими и европейскими городами.

В октябре закрыта сделка по созданию крупнейшей в мире авиакомпании. Она появится в результате слияния двух американских авиаперевозчиков - United Airlines и Continental Airlines - 3-й и 4-й авиакомпании США соответственно. Совокупный доход авиаперевозчиков по итогам прошлого года составил $29 млрд, они перевезли почти 150 млн, работая на полутысячи внутренних и международных рейсов.

Самое интересное в рубрике "Экономика"

Автор Сергей Николаев
Сергей Николаев — журналист, кандидат экономических наук, внештатный корреспондент Правды.Ру *
Обсудить