Как заставить регионы копаться в мусоре?

В Сочи продолжаются "мусорные" битвы вокруг места размещения полигона твердых бытовых отходов и связанного с ним мусороперерабатывающего комплекса стоимостью 30 млн евро. Похожие проекты пока только рассматриваются в некоторых российских регионах, в то время как экологической, а в долгосрочной перспективе и экономической альтернативы им нет.

Пока в условиях стесненного в земельном вопросе Сочи пытаются осуществить безусловно важный проект, в РФ действуют сотни полигонов вокруг мегаполисов и крупных городов и тысячи подобных "объектов" поменьше. И земли там предостаточно для создания мусороперерабатывающих комплексов.

Человечество ежегодно продуцирует 450-500 млн тонн твердых бытовых отходов (ТБО), причем количество увеличивается на 3-6% в год. За счет содержания в ТБО значительной доли органических веществ они могут быть использованы в качестве топлива для получения электрической и тепловой энергии.

У нас же захоранивается практически 100% отходов. В странах ЕС хорошим считается показатель в 20%. С июня 2005 года в Европейском Союзе запрещено хранение непереработанных отходов.

В Европе лидерируют по производству энергии из твердых городских отходов Франция, где работает около 130 заводов по утилизации энергии отходов. Суммарно они производят 3.34 млрд кВтч э/э и 9.44 млн Гкал тепловой энергии в год.

В Канаде функционирует 17 мусоросжигательных заводов, США — 168, Японии — 1900, Швейцарии и Великобритании — по 30, Германии — 73, Италии — 94, Дании — 38.

Для заводов с объемом переработки от 150 тыс т переработки мусора в год срок окупаемости находится в пределах 10 лет. Отличный показатель для внедрения проектов по всей России в форме частно-государственного партнерства. Программа должна стать общероссийской.

При этом неоправданно сжигать всю массу твердых бытовых отходов (ТБО), потому что сначала нужно реализовать программу ресурсосбережения, то есть организовать выделение из твёрдых бытовых отходов вторсырья. В отходах содержится масса ценных компонентов: макулатура, пластмассы, стекло, металлы.

Если посчитать, то почти 40% ТБО состоит из таких веществ. То есть при реализации вторсырья объем  для сжигания сокращается практически вдвое. Поэтому большого количества термозаводов не нужно. Нужны многофункциональные комплексы переработки, где сжигание мусора лишь один из элементов переработки.

Фото: AP

К тому же сжигать весь мусор экономически нерационально. Калорийность неотсортированных ТБО колеблется в пределах 1200-1700 ккал/кг, после селективного отбора возрастает до 2800-2900 ккал/кг. Зато такие промышленные отходы, как древесина, лузга, отсев мукомольной промышленности, солома, имеют калорийность до 3500 ккал/кг.

При нынешних возможностях очистки воздушных выбросов это не очень экологично. Проблема в больших объемах бескислородного газа. Будучи тяжелее воздуха он опускается на уровень дыхания людей, что не очень полезно для здоровья. Целую группу мусоросжигательных заводов на $3,5 млрд. планировалось построить в Москве.

Не стоит забывать об особых группах отходов, которые весьма токсичны. Они встречаются и в секторе потребительских отходов, например, те же батарейки, градусники и пр. Кроме того, существуют источники опасных отходов, например, медицинских. Не раз появлялись сообщения о переданных родственникам пациентов их ампутированных частей тел как правило с патогенной микрофлорой для захоронения.

Но медицинские отходы это еще и не толькок потенциально инфицированные отходы, материалы и инструменты, загрязненные выделениями, органические операционные и патологоанатомические отходы.

Это материалы, контактирующие с больными, имеющими особо опасные инфекции, отходы фтизиатрических и микологических больниц. К категории наиболее токсичных относятся просроченные лекарственные средства, отходы от лекарственных и диагностических препаратов, ртутьсодержащие предметы.

Этими проблемами в стране, похоже, вообще не занимаются. Известно лишь, что отходы разрешено сжигать, или вывозить на полигоны ТБО, что, согласитесь, совсем не одно и то же.

Таким образом, наиболее разумным подходом является комплексная переработка мусора. Часть отходов можно вернуть в оборот стимулируя потребителей. В СССР великолепно работала программа многократного использования стеклянной тары. За бутылки получали не более 20 копеек, но надо смотреть на реальные блага, которые можно было получить за эти копейки. На тот момент — это три- четыре талончика на проезд в общественном транспорте. Неплохо, с одной бутылочки. А их в средней семье собиралось десятки в месяц.

Поэтому для рачительного и таким образом ресурсосберегающего покупателя был явный материальный стимул. Работала практически изжитая сейчас возможность потреблять товар без платы за упаковку. Дело за тем, чтобы как в Европе, вынудить производителей переходить на стекло.

На Западе наложили на производителя обязанность собирать 80% от объема реализованных в торговле упаковок. Тогда то и стало понятно, что выпускать, например, пиво в стеклянных бутылках выгоднее, чем в пластиковой таре, которую и собрать проблематичнее.

За границей система прижилась и имеет очень большую популярность, причем этот приятный для потребителя бонус распространяется не только на стекло, но и на пластиковую тару, и на жестяные банки.

Кроме программ возврата в оборот вторичного сырья необходимо обеспечить инфраструктуру для обеспечения разделения мусора. В Европе вторсырье разделяют в местах образования, покомпонентно, сами потребители. У нас система с компонетным не по всей очевидности не пойдет.

А вот фракционный вариант, создающий еще и дополнительные рабочие места на современном сортировочном комплексе может стать вполне эффективным. И кстати, общая эффективность системы окажется выше, чем при компонентом сборе. Потребуется использование двух ёмкостей при первичном разделении.

Одна предназначена для вторсырья — пластмассы, стекло, металлы, а другая для остаточных отходов, органики. Остаточные отходы могут выноситься в мусоропровод, а вторсырьё - в специальный контейнер.

Но пока не будет стимула для простого потребителя и для организаций переработка мусора так и будет благим пожеланием. Мусорная экономика способна восстанавливать материалы и, стало быть, запускать в многократный оборот вложенные в них ресурсы, а кроме того, производить энергию: твердые бытовые отходы — это топливо, которое не закончится, пока будет существовать человечество.

Самое интересное в рубрике "Экономика"

Автор Виталий Сальник
Виталий Сальник — журналист, сотрудник новостной службы Правды.Ру
Обсудить