Toyota: не везёт, так не везёт

Невезенья японского автопроизводителя Toyota Motor Corp. продолжаются. Власти Китая грозятся оштрафовать концерн за дачу взяток автодилерам. Компания, предоставляя дешевые кредиты трем своим дилерам, вынуждала их кредитовать покупателей не в банках страны, а непосредственно у Toyota. Сумма самого штрафа составит 140 тыс. юаней ($20 тыс. 650.), возмещение ущерба — в размере 426,3 тыс. юаней ($65 тыс. 500).

По словам китайских властей, официальное решение по взысканию вступит в силу в течение трех рабочих дней в том случае, если Toyota не подаст запрос на повторное слушание по данному вопросу. Между тем в самой компании опровергают любые подобные обвинения и заявляют, что никакого уведомления из Пекина о штрафе не поступало, пишет Associated Press.

Расследование в отношении финансового отделения японской автомобильной корпорации в Китае Toyota Motor Finance (China) инициировало управление по делам промышленности и торговли города Ханчжоу в провинции Чжэцзян.

По данным ведомства, японский производитель с августа 2008 года по апрель 2010 года находился в сговоре с тремя дилерами, которые заставляли клиентов брать ссуды на автомобили только у него, исключая займы у местных банков. При этом, как удалось выяснить китайской стороне, годовой процент по кредитам японского производителя составлял 10-12%, что значительно выше, чем предлагаемые китайскими банками менее 7%.

В качестве вознаграждения за привлечение покупателей к заведомо невыгодным кредитам дилеры Toyota делились с ними 4,5% кредитной прибыли. В общей сложности Toyota Motor Finance (China) обманным путем заработала более 426 тыс. юаней (свыше $63 тыс.).

В сообщении агентства отмечается, что официальные ведомства намерены вернуть весь незаконный доход, а также оштрафовать компанию на 140 тыс. юаней ($20,8 тыс.). Кроме того, аналогичное расследование ведется в отношении финансовых ведомств японской компании в других городах Китая.

Эта новость моментально отразилась на стоимости акций Toyota. Бумаги автопроизводителя на данный момент теряют порядка 2,99% на торгах в Токио.

Читайте также: Производителям иномарок закрутили гайки

Невезения Toyoty начались еще в прошлом году, когда Toyota отозвала в США 3,8 млн автомобилей Lexus (модели ES 350, IS 250 и IS 350) и Toyota (Camry, Avalon, Prius, Tacoma, Tundra) из-за того, что соскальзывающий коврик блокировал в нажатом положении педаль газа.

Фото: AP

В конце января Toyota сообщила, что педаль газа может заедать еще у 2,3 млн автомобилей и уже не из-за ковриков для ног. На этот раз причиной стал дефектный привод акселератора, который со временем становится сложно нажимать, он медленнее возвращается в исходное положение или, в худшем случае, застревает в нажатом состоянии. В результате в список отзываемых моделей попали три модели из прошлой акции (Avalon, Camry и Tundra) и пять новых моделей — Toyota RAV4, Corolla, Matrix, Highlander и Sequoia.

Привод акселератора — не единственная проблема у Toyota. В ноябре компания отозвала в США 110 тыс. пикапов Tundra из-за возможной неисправности крепления запасных колес. В июле автопроизводитель объявил об отзыве 71 тыс. автомобилей из-за неисправности в трансмиссии. В августе этого года Toyota объявила об отзыве более 95 тыс. легковых автомобилей трех моделей в США в связи с возможностью отказа тормозной системы.

Общее число автомобилей, отозванных Toyota Motor с американского и европейского рынков из-за дефектов педали газа, составило почти 9 млн машин. Эта цифра превышает годовой объем продаж компании последних лет, который в 2009 году составил 7,81 млн, а в 2008 — 8,97 млн машин.

При этом, история с масштабным отзывом продолжается. Недавно инженеры японского концерна сообщили, что обнаружили неисправность в "черных ящиках", которыми оснащались машины, заподозренные в самопроизвольном ускорении.

В ходе испытаний "бракованных" автомобилей инженеры Toyota заподозрили, что устройство, которое фиксирует скорость автомобилей, работает неправильно. К примеру, у одного из разбившихся пикапов Tundra "черный ящик" зафиксировал скорость в 274 км/ч, что, по словам японцев, физически не возможно. Обнаруженный сбой в работе программы означает, что не все автомобили Toyota, попавшие под отзыв, действительно самопроизвольно набирали скорость.

Последней моделью, которую отзывает японская компания, стал пикап Hilux, общим объемом более 116 000 единиц. Причиной отзыва стали буксировочные проушины, которые периодически ломаются, особенно на бездорожье, где постоянно чередуется торможение и ускорение.

Стоить отметить, что ремонтом за счет автопроизводителя убытки компании от отзывов не заканчиваются. В марте 2010 года Минтранс США потребовал от руководства Toyota передать на проверку все документы, касающиеся массового отзыва автомобилей в Соединенных Штатах, чтобы узнать, насколько оперативно компания отреагировала на выявленные дефекты в своих автомобилях.

В результате Министерство транспорта выяснило, что Toyota узнала о западании педали газа не позднее 29 сентября 2009 года и оповестила европейских потребителей о возможных проблемах управления. Однако на территории США корпорация объявила об отзыве автомобилей только в январе 2010 года. Таким образом, компания затягивала с предоставлением этой информации властям более 4 месяцев.

Читайте также: Иностранным автобрендам становится тесно в России

Фото: AP

В начале апреля 2010 года федеральное правительство США наложило на японского автопроизводителя Toyota Motor Corp. штрафные санкции в размере $16,347 млн за то, что тот медлил с официальным извещением Вашингтона о проблемах, связанных с дефектом педали акселератора. Речь идет о максимально возможной сумме штрафа в США и самых высоких санкциях, которые когда-либо применялись правительством к автопроизводителям.

Однако японский автопроизводитель не отчаивается. К концу 2012 года Toyota планирует вывести на рынок шесть новых гибридных автомобилей, а также электрокары, которые первоначально будут доступны только на североамериканском рынке.

Ранее Toyota отставала от таких конкурентов, как Nissan Motor Co или General Motors Co, по числу электрических и гибридных моделей. Однако новые планы компании демонстрируют, что крупнейший автопроизводитель планирует отыграть отставание, которое частично было вызвано отзывами машин в связи с проблемами в сфере безопасности.

Toyota Motor является одним из крупнейших в мире автопроизводителей. Московское представительство Toyota Motor было открыто в 1998 году. Чистая прибыль концерна в первом квартале 2010-2011 финансового года составила 190,47 млрд иен (2,21 млрд долл.) против убытков годом ранее в размере 77,82 млрд иен.

Самое интересное в рубрике "Экономика"

Автор Екатерина Евстигнеева
Екатерина Евстигнеева — журналист, экономический аналитик. *
Обсудить