Ушел в горящий отпуск

Россия ратифицировала 132 Конвенцию Международной организации труда, которая касается оплачиваемых отпусков. Согласно новым нормам, которые вступят в силу с 2011 года, работник не может долгое время накапливать отпуск или рассчитывать на крупную единовременную компенсацию — по истечении 18 месяцев неистраченная часть отпуска попросту "сгорает".

Согласно конвенции, ежегодно наемный работник обязан уходить в отпуск минимум на две недели. При этом ежегодный оплачиваемый отпуск должен составлять не менее трех недель. Оставшуюся часть отдыха можно отгулять или по договоренности с работодателем получить компенсацию. Однако по истечению 18 месяцев неиспользованный отпуск сгорает.

Читайте также: "Работодатели готовы повышать зарплаты. Ждём…"

Зато, как пообещал заместитель министра здравоохранения и социального развития России Александр Сафонов, каждый гражданин имеет право пожаловаться в МОТ. Правда, возможность появиться только в конце 2011 года, по истечении переходного периода.

Сафонов пояснил, что Госдума и Совфед должны ратифицировать конвенцию во время осенней сессии. Затем ратифицированную грамоту поставят на учет в реестр МОТ. По мнению замминистра, это произойдет в ноябре 2010 года. Далее последует годовой переходный период, в течение которого РФ должна привести свое законодательство в соответствие с требованиями МОТ. И только после полноправного вступления в силу конвенции, осенью 2011 года, россияне смогут писать свои обращения в Женеву, пишет РИА Новости.

"Эта норма, безусловно, дискриминирующая работника, играющая на руку бизнесу. То есть у работодателя появляется теоретическая возможность оставить людей без второй части отпуска. Именно поэтому мы полагаем, что именно бизнес лоббировал ратификацию этой Конвенции", — отмечает первый заместитель Объединения профсоюзов России Соцпроф Владимир Полудняков.

"Получается, что по ряду причин, связанных с производственной необходимостью, с желанием самого работника больше работать и больше получать, часть отпуска через 18 месяцев может просто испариться. Кому это выгодно?", — задается вопросом профсоюзный деятель.

Как полагает Полудняков, ратификация этой конвенции произошла в рамках идеологии поднятия пенсионного возраста, заставляющей сотрудников работать как можно больше.

Фото: AP

С отпусками проблем не будет, убеждают в Минздравсоцразвития. Собственно, именно в вопросе деления отпуска конвенция лишь предлагает для обнуления вышеуказанные 18 месяцев и ссылается на национальную практику, в рамках которой предлагается устанавливать "предел".

"Непрерывная часть ежегодного оплачиваемого отпуска…предоставляется и используется не позже, чем в течение одного года, и остаток ежегодного оплачиваемого отпуска не позже, чем в течение восемнадцати месяцев, считая с конца того года, за который предоставляется отпуск", — говорится в статье 9 Конвенции об оплачиваемых отпусках.

"Любая часть ежегодного отпуска сверх определенной минимальной продолжительности может быть отложена с согласия заинтересованного лица, работающего по найму, на период, превышающий тот, который указан…, но не выходящий за определенный предел.

"Минимум и предел времени определяются компетентным органом после консультации с заинтересованными организациями работодателей и работников или посредством коллективных переговоров или таким другим методом, соответствующим национальной практике, который может быть совместим с национальными условиями".

Таким образом, решение о периоде "сгорания" отпуска (или накоплении отпускных дней) остается в пределах национальной юрисдикции. А Трудовой кодекс РФ предусматривает даже более широкие гарантии для отечественных трудящихся. В части отпусков они прописаны в главе 19 "Отпуска" Трудового кодекса. Минимальная продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска составляет 28 календарных дней. Право на использование отпуска за первый год работы возникает у работника по истечении шести месяцев его непрерывной работы у данного работодателя.

Читайте также: "На работу через сети. Социальные"

"Если Конвенция не внесет никаких поправок в российское законодательство, то ничего страшного в ее ратификации нет. А вот если Госдума пойдет на изменение трудового законодательства только в рамках конвенции, то работники потеряют", — подтверждает первый заместитель Объединения профсоюзов России Соцпроф Владимир Полудняков.

Самые интересные новости в рубрике "Экономика"

Автор Виталий Сальник
Виталий Сальник — журналист, сотрудник новостной службы Правды.Ру
Обсудить