Весенняя автораспродажа - программа утилизации рулит

По данным Ассоциации европейского бизнеса, в апреле продажи новых машин в России выросли в годовом выражении на 20%. Рост объемов продаж зафиксирован впервые с начала кризиса, то есть с октября 2008 года. Положительная динамика объясняется действием государственной программы утилизации, однако она может завершиться уже в ближайшее время.

Всего с января по апрель 2010 года в России было реализовано 456179 автомобилей, что на 13% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Однако в апреле 2010 автодилеры продали на 20% больше машин: за месяц в России было реализовано 163299 автомобилей, в то время как в апреле 2009 года — 136308 единиц.

Читайте также: "Российский авторынок: падение в ожидании утилизации"

"Апрель текущего года впервые с октября 2008 года продемонстрировал рост продаж за месяц при сравнении результатов состояния российского автомобильного рынка год к году. К тому же это был первый полный месяц, в течение которого действовала госпрограмма по утилизации подержанных автомобилей, — полученные результаты убедительно свидетельствуют о влиянии программы, особенно в низком ценовом сегменте рынка ", — отметил председатель комитета Дэвид Томас.

Самой продаваемой автомобильной марки осталось за Lada. Россияне и ранее предпочитали продукцию "АвтоВАЗа" другим авто, а с тех пор, как в стране стартовала утилизационная программа, популярность этих автомобилей возросла.

С начала года в стране была реализована 124 тыс. 81 машина Lada, то есть на 1% больше, чем за тот же период 2009 года. Связь с действием утилизационной программы налицо. В марте, когда началось стимулирование, прирост продаж тольяттинской продукции составил 13%, а в апреле — уже 54%. Девять из десяти самых продаваемых моделей авто в январе-апреле 2010 года производятся в России.

Самые покупаемые в России модели Lada — Priora (14 тыс. 541 машина), Kalina (9 тыс. 962 машины), Samara (12 тыс. 492 шт.), Lada 2105/2107 (10 тыс. 533 шт.). Другой российский автопроизводитель, ГАЗ, продемонстрировал рост в 22%, продав 6021 автомобилей, показатели УАЗа выросли на 47% (продано 3856 штук).

Фото: AP

Вице-чемпионом по продажам в РФ стала марка Chevrolet (продано 32 тыс. 187 машин, падение на 18% к январю-апрелю прошлого года, рост на 30% — к апрелю), почетное третье место заняли автомобили KIA (25 тыс. 990 автомобилей, рост на 34%, в апреле — на 46%).

В десятке марок автомобилей, пользовавшихся у россиян наибольшей популярностью в январе-апреле текущего года, также оказалась Renault (25 тыс. 257 машин, рост продаж на 16%). У остальных марок первой десятки наблюдается падение продаж за 4 месяца Hyundai (24 тыс. 585 авто, -11%), Ford (22 тыс. 345 машин, -42%), Toyota (18 тыс. 691 автомобилей, -29%), Daewoo (17 тыс. 389 машин, -4%), ГАЗ (17 тыс. 161 авто, + 1%) и Nissan (15 тыс. 578 автомобилей, -48%).

Стоит отметить, что рост продаж наблюдается и среди марок, не вошедших в программу утилизации. Сказывается традиционное весеннее оживление и программы скидок, которые ныне предоставляются многими автопроизводителями.

"Обнадеживающим выглядит также тот факт, что рост наблюдается не только у тех брендов, которые участвуют в программе утилизации. Правда, значительные изменения в позициях при сравнении год к году между различными марками показывают, что некоторая волатильность на рынке сохраняется", — отмечает Дэвид Томас.

"Программа по утилизации подержанных автомобилей, стартовавшая в начале марта этого года, действительно оживила спрос на традиционные российские автомобили. Устойчивый рост продаж наблюдается уже второй месяц подряд. Что касается продаж иномарок, которые не подпадают ни под одну из правительственных программ поддержки автопрома, то здесь также наблюдается положительная динамика. Однако, несмотря на некоторые позитивные индикаторы, говорить об устойчивой тенденции роста продаж пока рано", — констатирует Мартин Ян, вице-председатель Комитета Автопроизводителей АЕБ.

Читайте также: "Утильные" автосертификаты уже на исходе"

Судя по всему, после завершения программы "АвтоВАЗ" ожидает очередное резкое падение объёма продаж. Такое происходило во всех странах, где применялись подобные программы. В США в сентябре 2009 года продажи рухнули на 37,2%, в Германии снижение оказалось не столь резким, однако сползание вниз продолжается и сейчас. Например, в апреле падение продаж в годовом выражении составило 32%.

По всей вероятности, у производителей, доля реализации автомобилей которых по программе утилизации не столь велика (или вовсе не принимающих в ней участие), снижение будет не таким чувствительным. Тем не менее, по итогам нынешнего года все же следует ожидать дальнейшего сокращения российского авторынка.

Самые интересные новости читайте на главной странице

 

Автор Сергей Николаев
Сергей Николаев — журналист, кандидат экономических наук, внештатный корреспондент Правды.Ру *