Президентам Белоруссии и Украины удалось договориться о транзите венесуэльской нефти. Она будет доставляться танкерами в Одесский порт, после чего по железной дороге перевозиться на белорусские нефтеперерабатывающие предприятия. Таким образом Минск демонстрирует растущую независимость от поставок из России и зависимость от украинского транзита.
Как сообщил Александр Лукашенко, Украина предоставит Белоруссии благоприятные условия для транзита венесуэльской нефти. "Украинская железная дорога окажет нам серьезную поддержку по транспортировке венесуэльской нефти на Мозырский нефтеперерабатывающий завод", — сообщил Александр Лукашенко.
Читайте также: "Белорусский "день независимости" от российской нефти"
Удовлетворение демонстрировал и Виктор Янукович. "Конечно, мы с удовлетворением будем работать по реализации вашего плана по венесуэльской нефти", — заявил Виктор Янукович в Минске в четверг. Переработанные на Мозырском НПЗ объемы венесуэльской нефти будут поставляться для продажи на украинский рынок. Вопросами транзита и экспорта будет заниматься дочернее предприятие белорусской нефтяной компании, которая разместится в Киеве.
"Мы поможем вам как партнеры ее транспортировать и частично ее перерабатывать и реализовывать. В том числе — и на украинском рынке, по нашим договорным ценам, приближенным к рыночным", — цитирует украинского президента Интерфакс.
Соглашение о поставках нефти из далекой Венесуэлы было подписано белорусским президентом в ходе мартовского визита в Каракас. Венесуэла планирует поставлять Белоруссии 80 тыс. баррелей нефти в день. Регулярные поставки должны начаться уже в мае текущего года. На днях в Одесский порт зашел танкер из Венесуэлы с пробными 80 тыс. тонн легкой нефти марки "Санта-Барбара", которые поступают на Мозырский НПЗ.
Открытое в декабре 2007 г. белорусско-венесуэльское СП по добыче нефти (Petrolera BeloVenesolano) начало работу на базе двух месторождений — Гуара Эсте и Лагомедио. В 2008 году президент Боливарианской Республики Венесуэла Уго Чавес объявил о выделении Белоруссии трех дополнительных нефтяных месторождений, что позволит выйти на промышленную добычу 2 млн. тонн углеводородного сырья в 2009 году.
Стоит напомнить, что в январе белорусы были вынуждены согласиться с ограничением беспошлинных поставок нефти из России до 6,3 млн тонн в год. Это те объёмы, которые необходимы для покрытия внутренних нужд страны. Общий объём поставок в текущем году предположительно составит 21,5 млн. тонн.
По данным The Wall Street Journal, в последние годы Белоруссия ежегодно расходовала примерно 8 млн тонн нефти, а еще 13,5 млн перерабатывала и продавала с огромной прибылью. Нефтепродукты шли на рынки западных стран, в первую очередь Польши и Германии. Москва отказалась спонсировать топливный бизнес соседей, однако Минск намерен вновь поставить вопрос о беспошлинных поставках нефти уже летом текущего года. И венесуэльская нефть в этой связи будет весьма кстати.
По словам Лукашенко, в ближайшем будущем Белоруссия нарастит объем импортируемой венесуэльской нефти в 2,5 раза — с 4 млн. до 10 млн. тонн. "4 млн. тонн нефти мы сможем перевезти в этом году к перерабатывающим заводам. Но 10 млн. тонн — это уже серьезный проект, который мы готовы осуществить", — сказал президент Беларуси.
До сих пор единственным поставщиком нефти Россия в Белоруссию была Россия. В 2009 году из соседней страны в Белоруссию пришло 21,5 млн. тонн нефти. Увеличение объема поставок до 10 млн. тонн означает, что официальный Минск намерен закрыть почти половину своих потребностей за счет латиноамериканского углеводородного сырья.
Читайте также: "Каспийская нефть уйдет за бесценок"
Пока нефть будет поставляться по льготному тарифу украинскими железнодорожниками. Однако рост объемов поставок может подвигнуть Киев на запуск нефтепровода Одесса — Броды в аверсном режиме. Сейчас этот нефтепровод работает реверсном режиме, перекачивая российскую нефть для Одесского нефтеперерабатывающего завода, который контролируется российским концерном Лукойл.
Вряд ли Украина развернет нефтепровод для прокачки венесуэльских углеводородов в ущерб долгосрочному и стабильному транзиту для Одесского НПЗ. Несмотря на договоренности белорусско-венесуэльский проект выглядит чересчур экстравагантным и чрезмерно политизированным. Также возникают определенные сомнения в его экономической целесообразности.
Самые интересные новости читайте на главной странице
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.