Книг стало меньше, а дорогих - больше

Российский книжный рынок в минувшем году сократился на 12% - до 639 млн единиц книг. Впервые за последние три года сразу на 5,8% упали совокупные тиражи. Зато в стоимостном выражении объемы рынка выросли до 75,1 млрд руб. против 74,6 млрд руб. в 2008 году. Причем падение объема физических продаж совпало с рекордом по числу выпущенных названий.

По статистике Российской книжной палаты, в 2009 году российские издательства выпустили 127,6 тыс. названий книг и брошюр совокупным тиражом 716,55 млн экземпляров. По числу выпущенных в стране названий российская книжная отрасль зафиксировала очередной абсолютный рекорд в сравнении предыдущим максимумов в 123,3 тыс. в 2008 году.

Читайте также: "Минфин готовит внутренние займы"

Однако рост числа выпущенных названий в 2009 году составил всего лишь 3,5%, в то время как в 2008 году по сравнению с 2007 этот рост составил более 13%. Кроме того, расширение названий в 2009 году произошло преимущественно за счет брошюр (13,7%), доля прироста выпуска собственно книг составила лишь 1,67%.

Кроме того, впервые за последние три года в стране зафиксировано падение совокупных тиражей, которое составило сразу 5,8%. И это при том, что в 2008 -м рост тиражных показателей составил целых 15% в годовом исчислении — с 760,4 млн. При этом падение тиражей собственно книжной продукции составило почти 16%, при увеличении совокупного тиража выпущенных брошюр почти на 30%.

В целом, выпуск малотиражной продукции увеличился почти на 24% по числу названий и на 21% по тиражу. Таким образом, минувший год оказался явно не годом книги. По крайней мере, в ее классическом виде. Кстати, число изданий, выпущенных в твёрдом переплёте, снизилось по сравнению с 2008 годом на 5,08%.

По данным Ozon. ru, которые приводит РИА Новости, продажи книг по интернету сократились только на 12% в стоимостном выражении, до $73,1 млн, против падения на 22%, до $2,3 млрд,  в целом по рынку. В рублях продажи достигли 2,3 млрд руб. против 2,1 млрд руб. в 2008 году. При этом доля онлайн-продаж книг продолжает расти и составила в 2009 году 3,1% от всего книжного рынка России против 2,8% в 2008 году и 2,2% в 2007 году.

По данным Boston Consulting Group, больше всего книг в электронном формате продается сегодня в Японии. В стране Восходящего солнца электронные книги еще в 2008 г. занимали 6,5% всего книжного рынка. Япония также лидирует по онлайн-продажам — через интернет было продано 15,9% всего объёма книг. Во Франции этот показатель составил 5,9%, Германии — 11,3%, Великобритании — 22%, в США — 30,2%, из которых 0,5% пришлось на электронные книги.

Фото: AP

Рост продаж книг через Ozon. ru в 2009 г составил 27%, до 3,741 млн экземпляров. Продажи книг в рублевом выражении выросли на 32% (до 1,2 млрд руб). По собственной оценке, в России Ozon. ru занимает около 40-45 % интернет-продаж книг. Наиболее высока доля Ozon. ru в столице — около 46%, а в целом по рынку (учитывая книжные магазины, интернет-магазины, киоски и др) — 13% в денежном выражении.

В первую очередь рост был обеспечен благодаря расширению книжного ассортимента на 20%, в том числе за счет увеличения числа наименований книг на иностранных языках. На сегодняшний день число книг на иностранных языках превышает количество книг на русском в ассортименте Ozon. ru.

Читайте также:"Законодательный рейд против рейдеров"

По данным ВЦИОМ, в 2009 г в России насчитывалось 48 млн интернет-пользователей (32% населения). Для сравнения: по данным на 2009 год, доля интернет-пользователей в Италии составляет 52%, Германии — 66%, Франции — 69%, Испании — 72%, США — 74%, Великобритании и Японии — по 76%, Австралии — 80%. При этом широкополосный доступ к интернету в РФ есть только у 2,86% населения.

По мнению генерального директора компании Бернара Люке, количество пользователей электронной коммерции в России в 2010 году увеличится на 20%. Причем основным драйвером роста глава компании считает технический фактор — распространение широкополосного доступа в Интернет. Как признался Бернар Люке, добавление каждого процента к имеющемуся ассортименту книг дается все труднее.

По оценке Ozon. ru, в РФ регулярно совершают покупки с помощью интернета от силы 15% (6-7% населения). Более трети (36%) москвичей покупают книги в крупных книжных магазинах, 28% — в Интернет-магазинах, 17% — в неспециализированных магазинах (супермаркеты), 14% — в книжных киосках и 5% — в мелких книжных магазинах. Такие цифры приводятся в февральском исследовании маркетингового агентства IPSOS, которое проводило опрос среди пользователей интернета, покупающих книги хотя бы 1 раз в 3 месяца.

Самые интересные новости читайте на главной странице

Автор Сергей Николаев
Сергей Николаев — журналист, кандидат экономических наук, внештатный корреспондент Правды.Ру *
Обсудить