"Залоговая альтернатива" аресту

Президент России Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ". В России должны вступить в силу поправки в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы, которые предусматривают замену заключения под стражу для подозреваемых в экономических преступлениях на более мягкую меру — залог.

Общее количество лиц, содержащихся под стражей, остаётся стабильно высоким, а в некоторых регионах значительно превышает имеющееся число мест в следственных изоляторах. В значительной степени это обусловлено чрезмерно жесткой и не всегда оправданной практикой следственных органов и судов при избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, вследствие чего ежегодно примерно 70 тыс. заключённых под стражу впоследствии приговариваются к наказанию, не связанному с лишением свободы, пояснялось в справке Государственно-правового управления к проекту федерального закона.

Читайте также: "За свободу можно будет заплатить"

Одобренные Госдумой и подписанные президентом поправки устанавливают для обвиняемых в экономических преступлениях минимальные суммы залога в размере от 100 тыс. руб. при обвинении в преступлениях небольшой и средней тяжести и от 500 тыс. руб. — по делам о тяжких и особо тяжких преступлениях.

Также определены условия принятия в залог "недвижимого имущества и движимого имущества в виде денег, ценностей и допущенных к публичному обращению в Российской Федерации акций и облигаций". В качестве залога не может приниматься жилое помещение или его часть, которая находится в собственности залогодателя, если это единственное жилье для него и его семьи.

Залог в качестве меры пресечения может использоваться в любой момент производства по уголовному делу. Заключение под стражу в качестве меры пресечения не может быть применено в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений, связанных с мошенничеством, присвоением или растратой, причинением имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием, если эти преступления совершены в сфере предпринимательской деятельности.

Также не может быть заключено под стражу лицо, подозреваемое или обвиняемое в совершении таких преступлений, как:

— незаконное предпринимательство;

— производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт немаркированных товаров и продукции;

— незаконная банковская деятельность;

— легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем;

Фото: AP

— легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления;

— незаконное получение кредита;

— злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности;

— недопущение, ограничение или устранение конкуренции;

— незаконное использование товарного знака;

— нарушение правил изготовления и использования государственных пробирных клейм;

— незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну;

— злоупотребления при эмиссии ценных бумаг;

— злостное уклонение от раскрытия или предоставления информации, определенной законодательством РФ о ценных бумагах;

— нарушение порядка учета прав на ценные бумаги;

— манипулирование ценами на рынке ценных бумаг;

— воспрепятствование осуществлению или незаконное ограничение прав владельцев ценных бумаг;

— невозвращение на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран;

— незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга;

— нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов и драгоценных камней;

— невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте

— уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица;

— неправомерные действия при банкротстве;

— преднамеренное банкротство;

— фиктивное банкротство.


В законопроекте содержится положение, в соответствии с которым заключение под стражу допускается только в исключительных случаях, при наличии определённых статьей 108 УПК Российской Федерации обстоятельств, в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, не являющихся "общеуголовными", в основном в сфере экономики.

"Надеюсь, то, что я предлагаю, позволит хотя бы частично заблокировать возможность для коррумпированных сотрудников правоохранительных органов использовать посадки в тюрьму в рейдерских целях, а то, мы все знаем, таких примеров достаточно. Сажают сначала в зиндан по наводке конкурента, а потом выпускают оттуда за "бабки" — вот что происходит", — заявил президент, выступая на встрече с представителями малого и среднего бизнеса в конце февраля.

Вместе с тем, поправки предполагают возможность ограничения прав гражданина на выезд из страны, если он "в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ является подозреваемым либо привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу, до вынесения решения по делу или вступления в законную силу приговора суда".

Фото: AP

Читайте также: "Малый бизнес без бюрократических препон"

Изменены параметры крупного и особо крупного ущерба применительно к налоговым преступлениям. В случае уклонения от уплаты таможенных платежей крупным размером предлагается считать сумму в 3 млн руб (ранее 500 тыс. руб.), особо крупным — 36 млн руб. (ранее 1,5 млн руб.) Аналогичное увеличение предполагается и в отношении иных преступлений в сфере экономической деятельности.

Статья 174.1 УК РФ "легализация" (отмывание) доходов, приобретенных преступным путем, излагается в новой редакции, устраняющей недостатки, которые позволяли трактовать её неоправданно широко, что предоставляло дополнительные возможности для давления на бизнес. Так, лицу, обвиняемому, например, в незаконном предпринимательстве, в случае совершения им любой покупки дополнительно инкриминировали и отмывание денег.

В статье, предусматривающей ответственность за легализацию денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем, устанавливается, что финансовыми операциями и другими сделками с денежными средствами или иным имуществом, совершенными в крупном размере признаются финансовые операции и другие сделки с денежными средствами или иным имуществом, совершенные на сумму, превышающую 6 млн руб (ранее 1 млн руб).

Помимо этого, как отмечается в поправках, статья 174.1, применяется неоправданно широко. Отсутствие в этой статье указания на цель придания преступно нажитым доходам правомерного вида, как это сделано в статье 174, приводит к тому, что обвиняемому, например, в незаконном предпринимательстве, в случае совершения им любой покупки дополнительно инкриминируют статью "легализация".

Согласно утвержденным поправкам, признана утратившей силу статья "Лжепредпринимательство". Она практически не применялась в связи с неопределенностью ее формулировки, а также с тем, что предусмотренные в ней деяния охватываются другими составами преступлений.

Также из статей "Незаконное предпринимательство" и "Незаконная банковская деятельность" исключается положение "нарушение лицензионных требований и условий", так как неопределенность этой законодательной формулировки по отношению к действиям предпринимателей и банкиров приводит к расширительному ее толкованию, что создаёт возможности для злоупотреблений.

Одновременно повышается ответственность чиновников за воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности. За неправомерный отказ в госрегистрации индивидуального предпринимателя или юрлица, в выдаче лицензии на определенную деятельность, за ограничение прав и законных интересов предпринимателей чиновник может быть оштрафован на сумму от 200 до 500 тыс. руб.

Самые интересные новости читайте на главной странице

Добавьте "Правду.Ру" в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен