Государство гарантирует платные автодороги

Премьер-министр РФ Владимир Путин утвердил постановление о предоставлении государственных гарантий под осуществление инфраструктурных проектов. В приложении к документу предусмотрен порядок финансирования строительства трех платных автодорог — в обход города Одинцово в Подмосковье, трассы Москва — Санкт-Петербург и Западного скоростного диаметра.

"Подписано постановление о предоставлении гарантий компаниям, которые вместе с правительством участвуют в строительстве объектов государственной инфраструктуры. Речь идет об автомобильных дорогах, железных дорогах, портах, аэропортах, взлетно-посадочных сооружениях. Это постановление открывает возможность для работы государства и частного бизнеса в рамках концессионных соглашений", — цитирует "Интерфакс" главу кабинета министров на встрече с министром транспорта РФ Игорем Левитиным во вторник в Ново-Огарево.

"К этому постановлению прилагается приложение, в котором предусмотрен порядок финансирования трех конкретных проектов: строительство дороги Москва — Санкт-Петербург — 25 миллиардов, обход города Одинцово — 8 миллиардов и строительство скоростного диаметра в Санкт-Петербурге", — уточнил премьер.

Как сообщил Левитин, подписанные правительством документы позволят концессионерам заключить с министерством финансов договор на предоставление государственных гарантий и привлечь финансовые средства для осуществления проектов.

Частный инвестор, по мнению премьера, должен инвестировать не менее 25% стоимости проекта. В свою очередь, инвестор получает право эксплуатации объекта на определенный срок на период окупаемости и получения справедливой прибыли.

Общий объём государственных гарантий по трем крупным дорожным инвестиционным проектам достигнет 57,7 млрд руб. Наибольший объём господдержки в 25 млрд руб. придется на проект "Западный скоростной диаметр" (ЗСД).

Проект, реализуемый ОАО "Западный скоростной диаметр" оценивается в 212,7 млрд. руб. Компания получила право привлечь облигационные займы сроком на 20 лет. Из федерального бюджета на реализацию проекта в текущем году будет выделено 7,3 млрд вместе ранее планируемых 14,6 млрд руб, ассигнования муниципалитета снизятся на миллиард — с 3,6 млрд до 2,6 млрд руб.

Западный скоростной диаметр — автомагистраль, которая должна соединить южные районы С-Петербурга (Московский и Кировский) с Васильевским островом и Приморским районом. Общая протяженность трассы составляет 46,6 км, в её составе планируются участки под 4, 6 и 8 полос движения. Эстакады составят 55% протяженности магистрали, участки на земляном полотне — 45%. Планируется сооружение 14 транспортных развязок в разных уровнях и уникальных мостовых сооружений с подмостовыми габаритами над корабельным фарватером 55 м и 35 м, строительство которых будет впервые осуществляться в России.

Госгарантии под строительство для инвестпроекта скоростной автодороги Москва — Санкт-Петербург (15-58-й километры), оцениваемого в 63,4 млрд руб, составят 24,5 млрд руб. ООО "Северо-Западная концессионная компания", которая будет вести строительство этого участка, намерено разместить на эту сумму пять выпусков двадцатилетних облигаций.

Скандал вокруг строительства скоростного участка автодороги Москва — Санкт-Петербург связан со скандалом вокруг уничтожения Химкинского леса. Проект предполагает разделение Химкинского леса на две части, а под вырубку пойдет полоса шириной до 3 километров. Активисты общественных организаций протестуют против этого уже несколько лет, а Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) пока отказывается от финансирования строительства этой дороги.

Читайте также: "VIP-патриции на российских дорогах"

Однако госгарантии под проект выделены, хотя и с оговоркой. "Прошу вас самым внимательным образом следить за соблюдением российского законодательства при осуществлении инфраструктурных проектов, в том числе и за соблюдением экологического законодательства", — отметил Путин. "Все необходимые экологические экспертизы должны быть проведены вовремя", — подчеркнул премьер.

Госгарантии по облигациям предельным объемом 8,2 млрд. руб. утверждены для проекта строительства объезда подмосковного города Одинцово по трассе М-1 Москва-Минск. Проект представляет собой новый, длиной в 18,5 км, выход с дороги М-1 "Беларусь", связывающей Москву и Минск, на МКАД в районе транспортной развязки с улицей Молодогвардейской. Реализацией проекта займется ОАО "Главная дорога" — консорциум, сформированный УК "Лидер", которая в свою очередь аффилирована с "Газпромом". Строительство оценивается в 25,6 млрд руб.

По объёмам финансирования все проекты выглядят более чем серьезно. Безусловно, в них присутствует и значительный логистический выигрыш. Проблема видится в другом. Оказывается, для строительства жалких на фоне российских пространств 18,5 километров платной трассы с априори высокой плотностью автомобильного потока требуется привлекать государственные гарантии. На таких инфраструктурных проектах государство "далеко не уедет".

А что же планируется для остальной России, которая лежит за пределами Москвы и Питера? По словам руководителя Федерального дорожного агентства Анатолия Чабунина, в бюджете 2010 года на дорожное строительство зарезервировано 274 млрд руб.

На эти деньги планируется отремонтировать 3,5 тыс. километров трасс и построить около 1 тыс. километров федеральных трасс, в том числе участков федеральной магистрали Чита — Хабаровск, кольцевой дороги вокруг Санкт-Петербурга и трасс М-5 "Урал" и М-4 "Дон".

Самые интересные новости читайте на главной странице

 

Автор Сергей Николаев
Сергей Николаев — журналист, кандидат экономических наук, внештатный корреспондент Правды.Ру *
Обсудить