Мелочи жизни ценой 200 миллионов

204427.jpegВ районах Крайнего Севера живет и работает 11 млн граждан России. По оценкам Министерства регионального развития, как минимум полмиллиона из них нуждается в переселении в теплые широты, это пенсионеры или граждане, по каким-то причинам ставшие нетрудоспособными. В такой смене климатических условий заинтересованы не только сами северяне, но и государство, поскольку переселение на юг только одного неработающего жителя северных широт экономит для бюджета до $900 ежегодно, ведь расходы на ЖКХ, строительство, энергоснабжение и медицинское обслуживание на Севере в 3-4 раза выше средних по стране. Государство финансирует переезд и строительство нового жилья для переселенцев. Вот только иногда случается так, что эти средства "минуют" адресатов.

Последние 10 лет средства на переселение нетрудоспособных жителей Севера выделяются в соответствие с федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей". Для помощи в реализации планов социального реструктурирования районов крайнего Севера правительство России в 2002 году заключило соглашение на 80 млн. долларов с Международным банком реконструкции и развития.

Схема, по которой переселенцы из зоны вечной мерзлоты получают новое жилье, простая. Бюджетные средства перечисляются администрациям населенных пунктов, в которых есть кандидаты на переезд. Администрация находит строительные компании в разных регионах страны и заключает с ними сделки. Компании строят жилье, в котором переселенцы вскоре справляют новоселье.

С санкт-петербургской строительной компанией ООО "Стройтрест №7" так гладко не получилось.

Весной 2009 года генеральный директор компании Ирина Каштанова обратилась к прокурору Северной столицы, прокурору Колпинского района Санкт-Петербурга и в главное следственное управление ГУВД по Санкт-Петербургу и области с заявлением, в котором рассказывала о фактах нецелевого использования средств федерального бюджета и двойных продажах квартир.

Ирина Каштанова — далеко не первый генеральный директор "Стройтреста №7". По ее оценкам, объем бюджетных денег, которые "непонятно куда делись" во время работы команды ее предшественников (2001-2008 годы, гендиректор Ирина Олейникова), превышает 200 млн. рублей.

Речь идет о деньгах, выделенных на обустройство в городе на Неве жителей закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО) Мурманской области — городов Североморск и Островной. В заявлении в органы правопорядка говорится, что на государственные деньги приобреталось отнюдь не жилье для переселенцев, а предназначенные для последующих сделок строительные объекты — в поселке Понтонный по адресу ул. Варвары Петровой, 6, в поселке Металлострой по адресу ул. Пионерская, 4, новый офис компании "Стройтрест №7" в Колпино на Саперном переулке, 17.

Кроме того, Каштанова подозревает экс-директора строительной компании "в двойной продаже квартир". Она считает, что документов, подтверждающих эти предположения, представлено достаточно — среди них есть даже список квартир, "проданных дважды с 2002 года".

В поисках следов государственных денег Каштанова подняла бухгалтерские документы и обратилась в банки, с которыми работали ее предшественники. По ее данным, 14,5 млн рублей ушло на приобретение простых векселей и обналичивалось через физических лиц.

Но главные вопросы начались после ее визита в органы правопорядка. По ее словам, органы долгое время не предпринимали никаких мер, они не находили в действиях бывшего руководства треста состава преступления. Однако в июле прошлого года дело было все-таки возбуждено, правда, без толку — в нем не было ни обвиняемых, ни потерпевших.

204428.jpeg"Мои неоднократные обращения в Главное следственное управление ГУВД и в прокуратуру не принесли никаких плодов, — говорит Ирина Каштанова. — Прекращены, приостановлены все уголовные дела. На обращение начальника ГУВД Пиотровского к министру финансов страны о признании Минфина потерпевшей стороной дан ответ-рекомендация: в соответствие со статьей 268 Бюджетного кодекса потерпевшей стороной следует выступать прокурору города или района. Одним словом, 200 млн. федеральных денег никого не интересуют. Неужели 200 млн. — мелочи жизни?…"

Сегодня Ирина Каштанова возлагает последнюю надежду на финансовый мониторинг и на то, что прокурор города и прокурор района все-таки сочтут государство потерпевшей стороной, встанут на его защиту и удовлетворят ходатайство о признании ООО "Стройтрест №7" гражданским истцом.

Она просит провести новую проверку уже возбужденных уголовных дел и материалов проверки, находящихся в УБЭП Колпинского района Санкт-Петербурга.

Каштанова обращается к председателю Совета Федерации Сергею Миронову с просьбой взять дело под свой контроль.

…Факты, фигурирующие в заявлении Ирины Каштановой, выглядят довольно внушительно. Для того, чтобы разобраться в этом запутанном деле (и либо подтвердить, либо опровергнуть эти факты), правоохранительные органы должны провести тщательную финансово-хозяйственную проверку деятельности треста за последние годы (тем более, об этом просит его генеральный директор).

Или 200 млн рублей уже не та сумма, из-за которой стоит "суетиться"?!

Автор Станислав Федоров
Станислав Федоров — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Обсудить