Биржа миров

Климатическая конференция ООН в датской столице рискует завершиться полным провалом. Никакого документа пока не подписали. И судя по всему - не подпишут. Попытки дополнить Киотский протокол 1997 года всеобщим, ограничивающим выбросы в атмосферу соглашением, выявили серьезные противоречия между промышленно-развитыми государствами и остальным миром.

Как реакция на межгосударственный бардак, в Копенгагене открылась Copenhagen Prediction Market (Копенгагенская биржа предсказаний). Копенгаген - город довольно спокойный в плане «купи-продай». Поэтому и «биржа по случаю» здесь не совсем обычная. Она позиционируется как своеобразный социологический центр.

Организаторы «экобиржи» предлагают после регистрации на сайте торговать акциями возможных вариантов развития событий. Что-то сродни спортивному тотализатору, с той лишь разницей, что на кону не результат футбольного матча, а решение проблемы глобального потепления. То есть, выражаясь спортивной лексикой, в чью пользу закончиться переигровка ничейного матча в Копенгагене между сборными развитых держав и остального мира.

Вариантов, как и в обычной букмекерской конторе - три. Первый - остаётся в силе Киотский протокол. Второй - появляется новый «Киотский протокол» для тех, специально для тех, кто его в своё время не подписал. Ну, и третий вариант - всеобъемлющее политическое заявление, которое, правда никого и ни к чему не обязывает...

К слову среди 37 подписантов Киотского протокола не было, ни безусловного мирового лидера по выбросам в атмосферу США. Не было там, и столь бурно развивающихся Китая и Индии - государств откровенно не соблюдающих экологические нормы.

Заметим, что у тех, кто решил поиграть в биржевых спекулянтов от экологии, есть предшественники, которые, кстати, устраивали, весьма успешные махинации на воздухе. В буквальном смысле этого слова, причём на грязном воздухе... Собственно, если бы не они, то возможно, что «третий мир» (его «за глаза» до сих ещё пор называют G-77) и не заартачился подписывать в Дании какие-либо соглашения.

Отвлечёмся немного от страстей в Копенгагене и напомним, что «группа 77» - термин образца 1964 года, когда 77 новых разноцветий на политической карте мира впервые по одному из обсуждаемых на глобальном уровне вопросов выступили единым фронтом. К этому времени не до конца ещё развалилась и Британская империя (в своем прежнем виде), и французская колониальная система. В последующем теряли свои колонии Португалия, Испания, Бельгия и Голландия. Но, за развивающимися государствами так и осталось историческое «G-77».

Дошло даже до того, что представители большинства африканских стран просто напросто покинули зал заседаний. За ними последовали и делегаты с других частей света. Кто-то подсчитал, что «несогласных» государств набралось ровно 130 из 193-х, участвовавших в форуме.

Погуляв вдоволь по улицам датской столицы (избегая, естественно, районов, где в это же самое время полиция воевала с манифестантами), главы стран расплющенной G-77 всё-таки позволили себя уговорить вернуться обратно, но при условии что подписывать они ничего не станут. Вернулись, правда, не с пустыми руками - принесли коллективное предложение (не исключено, что составленное где-нибудь на коленях «Русалочки») об отложении форума климатологов в ранге глав государств и правительств на более поздний срок. Сие предложение ещё будет обсуждаться на конференции. Но уже ряд государств высказал своё несогласие с такой постановкой вопроса. В частности, Россия...

Для того, чтобы понять в чём кроется глубинный смысл происходящего в Копенгагене, всё-таки стоит сделать небольшой экскурс во времени, и в пространстве. Итак, Киото 1997 год. Тогда подписанты Киотского протокола взяли на себя обязательства квотировать промышленные выбросы в атмосферу. Для каждой из 37-ми стран в отдельности были определены границы, сверх которых она не имела право «дымить» в окружающую среду. Россию, например, и наиболее «продвинутые» страны постсоветского пространства решено было залимитировать на уровне выбросов 1990 года.

В предпоследний год существования Союза предприятия на «одной-шестой» ещё продолжали дымить, но уже стали изрядно «покашливать»... «Кашель» со временем не унимался, а наоборот стал прогрессировать. Итог: Россия не просто выполняла отведённые ей в Киото квоты, но и стала их по-стахановски перевыполнять. То же самое происходило и в других странах СНГ и Балтии. И вот тут вступил в силу закон сохранения энергии, точнее сказать перераспределения «условного дыма»... Итак, в России «про запас» оставалось 30% отведённых ей «киотских квот».

В то же время, даже высокотехнологичная Европа с её энергосберегающими и «экологощадящими» технологиями стала недотягивать по «единицам сокращения выбросов». ЕСВ - категория условная, а посему очень удобная для разного рода махинаций. Естественно появился соблазн позаимствовать то, чего у тебя не хватает у тех, у кого этого много. Есть несколько схем наращивания промышленного производства, оставаясь «чистым» в рамках Киотского протокола.

Первая схема - относительно чиста, причём со всех сторон. И более того - даже благородна. Ибо позволяет загрузить работой давно простаивающие предприятия. Сам производственный процесс не представляет ничего сверхъестественного, в плане экологии. Но вот в чём дело, у кого-то «киотские лимиты» уже зашкаливают. А посему, почему бы не перенести самую грязную часть работы куда-нибудь... Доделывать будем у себя дома... Принцип прост: «наша готовая продукция - ваш дым»... Все довольны. Даже - Киотский протокол.

Вторая схема, пожалуй, самая грязная в экологическом плане, но только не с точки зрения киотских обязательств. Есть два варианта переработки определённого сырья или полуфабрикатов. Первый - высокотехнологичный, при котором соблюдаются все экологические нормы приличия. Но он слишком дорог. И - второй, так скажем, традиционный. Он - дёшев и в определённой степени надёжен. Но если, кто-нибудь из твоих сограждан учует носом в воздухе что-то не то, то манифестациями доморощенных экологов дело не обойдётся... Придётся тратиться на адвокатов...

А есть третий способ, о котором, собственно, и - речь. Он очень прост. За уже не условные ЕСВ, а за реальные деньги попробовать перевести переработку «отравы» куда-нибудь подальше. Ну, произойдёт авария, скажем, на химическом производстве в индийском Бхопале... Ну, и что? Ведь погибли не американцы, а - индийцы... Дальше будем разбираться, и не факт, что некто докажет, что это не был форс-мажор.

Бхопальская трагедия произошла более чем за десятилетие до подписания Киотского протокола. Но, кто вам даст гарантию, что сегодня где-нибудь не перерабатывается «нечто»... Вздохните полной грудью воздух, и, может быть, почувствуете среди привычных запахов выбросов заводских труб в вашем городе, своеобразный «аромат» переработанного «нечто»...

Ну, и наконец, высший пилотаж. Если есть условное «ЕСВ», так почему бы ими, «условно», и, не распорядиться. Например, купить или обменять на что-то... Механизм, действительно, сложен и непрозрачен. Это всё равно, что перегонять через оффшорные зоны непонятного происхождения капитал. Схема - тоже мудреная, но работает. В данном же случае, прогнав через ряд контор ЕСВ, получаем, что государства «А» и «В» выполнили свои киотские обязательства, что называется на грани. И пусть долго потом удивляются разного рода аналитики, что государство «А» «дымило» во всю отведённую квоту при простаивающих предприятиях...

Что же касается G-77 (или - G-130?), то входящие туда страны - не богаты. А следовательно, готовые позариться на любой пряник. Но и пряника им не дают. Идея пролонгации Киотского протокола с присоединением к нему в 2012 году Китая и США и отсутствием каких-либо ограничений для развивающихся стран уже очевидно экологически устарела.

Но развивающимся странам, если верить сообщениям СМИ, не позволяют ознакомиться и с так называемым Датским текстом, вариантом будущего соглашения, который получили лишь представители некоторых делегаций развитых стран. Он предполагает двукратное преимущество развитых стран перед развивающимся в объемах эмиссии СО2, что ставит крест на индустриализации «третьего мира».


Автор Сергей Николаев
Сергей Николаев — журналист, кандидат экономических наук, внештатный корреспондент Правды.Ру *