Россия остается без Opel и АвтоВАЗа?

Правление американского концерна General Motors приняло решение отказаться от продажи Opel консорциуму Magna-Сбербанк. После шестичасового заседания совет директоров GM объяснил свой отказ «улучшением ситуации в бизнесе GM в последние несколько месяцев и важностью Opel/Vauxhall для глобальной стратегии компании». Проще говоря, затягивая под различными предлогами совершение сделки, GM просто выигрывал время, дабы дождаться улучшения ситуации на рынках и провести реструктуризацию.

Заседанию предшествовала позитивное информационное сообщение о том, что продажи компании в США выросли впервые за 21 месяц. Переговоры о продаже Opel начались весной текущего года, когда GM проходил стадию банкротства. Потенциальными покупателями выступали итальянский Fiat, который к тому времени уже приобрел долю в Chrysler, и китайский Beijing Automotive. Но в итоге осталось два претендента - бельгийская инвестиционная компания RHJ и консорциум канадского производителя автомобильных комплектующих Magna со «Сбербанком России».

По плану консорциума Magna-Сбербанк, партнеры должны были контролировать по 27,5% Opel. GM получал 35% акций, персонал Opel - остальные 10%. Эту заявку поддержали власти Германии и немецкие профсоюзы, консорциум обещал минимизировать сокращения на немецких предприятиях концерна за счет закрытия заводов в других европейских странах. В сентябре GM объявило о продаже актива канадско-российскому консорциуму.

В правительстве Германии на отказ GM отреагировали негативно. Так, канцлер Ангела Меркель назвала решение GM "поражением", а премьер-министр федеральной земли Гессинг Роланд Кох заявил, что своими действиями General Motors "растоптала" "многомесячные старания" Европы по поиску оптимального варианта выхода Opel из сложной финансовой ситуации, в которой немецкий автопроизводитель оказался в связи с мировым экономическим кризисом, сообщает РИА Новости. Новый министр экономики Германии Райнер Брюдерле назвал решение компании неприемлемым и заявил, что Берлин потребует возврата предоставленного властями ФРГ кредита в размере 1,5 млрд. евро.

Но судя по всему серьезных действий против GM там предпринимать не намерены, тем более, что российская и канадская стороны отреагировали довольно спокойно. Magna устами одного из директоров Зигфрида Вольфа отметила, что «понимает» решение совета директоров GM и обещает продолжать поддерживать Opel и GM. Вице-премьер правительства России Александр Жуков заявил о том, что не жалеет об отказе GM от сделки. «У нас столько проблем с собственными предприятиями автопрома, нас в первую очередь должна волновать их судьба. Мы прошли нижнюю точку кризиса, теперь есть перспективы развития своих автомобильных предприятий», - сказал он.

Более всего решением GM обеспокоены немецкие профсоюзы, которые опасаются массовых сокращений и намерены начать забастовки, которые. В Бельгии беспокоятся за судьбу завода в Антверпене. Впрочем, точно также бельгийцы боялись, что у них отберут работу русские, в случае развертывания производства немецкого концерна в РФ.

Зато в Британии не скрывают своей радости. Руководитель британского профсоюза Тони Вудли назвал решение GM правильным и «фантастической новостью для Великобритании»; по плану Magna и Сбербанка на британских заводах, более эффективных, чем немецкие, предполагались значительные сокращения, отмечают Ведомости.

Примечательно, что в этот же день появилась информация о том, что "облегченный" АвтоВАЗ, которому на решение долговых проблем выдадут почти 55 млрд. рублей, может перейти под контроль Renault. Об этом сообщило агентство Reuters со ссылкой на источники в правительстве РФ. Произойдет это якобы путем наращивания доли французской компании с нынешних 25% до уровня контрольного пакета, хотя ранее Renault заявлял, что готов помогать не деньгами, а технологиями.



Автор Сергей Николаев
Сергей Николаев — журналист, кандидат экономических наук, внештатный корреспондент Правды.Ру *
Обсудить