Литовская экономика стала лидером падения ЕС

ВВП Литвы во втором квартале текущего года упал на 22,4%, сообщает Департамент статистики страны. Это показатель стал худшим в ЕС и оказался существенно ниже прогнозов аналитиков.

ВВП Литвы составил 22,53 млрд. литов. В пересчете на каждого жителя страны приходится 6740 литов, что на 22,1% меньше чем в 2008 году. Если оценить влияние сезона и числа рабочих дней, то ситуация еще более печальная - во втором квартале ВВП, по сравнению с тем же периодом 2008 года, упал на 22,6%, а по сравнению с первым кварталом 2009 года - на 12,3%, отмечает DELFI.

Как отмечается в сообщении департамента, такие результаты объясняются снижением объема производства и потребления. Объем промышленного производства в Литве, который формирует порядка 20% ВВП, снизился во II квартале на 20,4%. Объемы розничных продаж упали на 27,7%. По оценке Вильнюса, в I квартале экономика Литвы сократилась на 13,3%. В сопоставимый период 2008 года был зафиксирован рост ВВП на 5,2%. За половину 2009 года экономика Литвы сжалась на 18,1% и составила 43,4 млрд. литов.

Ситуация в экономике будет ухудшаться, так как на фоне кризиса государство принимает жесткие фискальные меры, которые еще более осложнят ситуацию для выживших компаний. Например, с 19% до 21% будет увеличен налог на добавленную стоимость, что скажется на конечной стоимости литовской продукции. Также в рамках сокращения бюджетных расходов планируется снижения размеров заработной платы, что негативно повлияет на спрос и еще больше сократит объемы розничных продаж.

В условиях жесточайшего внутреннего финансово-экономического кризиса определенную стабильность стране могло бы дать грамотное использование своего транзитного положения. Однако объем транзитных грузов, которые приносил доходы в бюджет страны, существенно упал.

С 2008 года Литва стала активно дискриминировать грузовые потоки, идущие на Калининградский порт. В 2008 году тарифы поднимались три раза, а в январе 2009 Литва снова в одностороннем порядке повысила на 14% ставки по транзиту основной номенклатуры грузов для российского порта. В итоге, за первые пять месяцев грузопоток Литовских железных дорог сократился примерно на 30%.

Вильнюс, столкнувшись с такой ситуацией, стал быстро править тарифы в сторону понижения. Однако параллельно выдвигаются требования обеспечить рост объемов грузопотока в обмен на снижение ставок по некоторым грузам.

Несмотря на плачевное положение и неблестящие перспективы Литва пока не обращалась за помощью к МВФ. Хотя в Минфине страны не исключают такой возможности в будущем, отмечает K2Kapital.



Автор Сергей Николаев
Сергей Николаев — журналист, кандидат экономических наук, внештатный корреспондент Правды.Ру *
Обсудить