Рекламный рынок: передислокация и перегруппировка

Ассоциация коммуникационных агентств России обнародовала статистику развития рекламного рынка России в 2008 году. По ее данным в 2008 году общие расходы на рекламу выросли на 17%, с 228,5 до 267 милрд. рублей. Расклад цифр по СМИ дает довольно контрастную картину динамики этого рынка в прошедшем году.

Рухнул в минус рынок радиорекламы. Это единственное направление рекламы, где по данным АКАР в 2008 году произошло сокращение на 6%, с 14,9 до 14 млрд. рублей. Как сообщила Национальная ассоциация телерадиовещателей рынок радиорекламы в 2008 году освоил 14,78 миллиарда рублей. По данным НАТ в регионах рост расходов на радиорекламу происходил вплоть до октября, но четвертом квартале произошел спад.

Объем продаж московской рекламы, в том числе идущей в регионы, составил в четвертом квартале 2008 года 2,03 млрд. руб., что на 27% меньше, чем за аналогичный период 2007 года. Регионы в продажах упали на 17%, до объема в 2,4 млрд. руб. Весь рынок радиорекламы в октябре-декабре упал на 22%, до 4,43 млрд. руб. По оценкам аналитиков радиохолдинги предлагают рекламодателям колоссальные скидки, которые составляют 50%-60% от стандартных бюджетов аналогичных категорий в прошлом году. На рынке высока доля тех категорий рекламодателей, которые оказались наиболее чувствительны к кризису ликвидности, отмечают в Initiative. Так, доля категории "Финансы" в общих доходах радиовещателей составляет 10%, торговых организаций — 11%, автопроизводителей — 6%, пишет Коммерсант.

Наружная реклама пострадала от кризиса одной из первых. По данным АКАР, за год рынок "наружки" вырос с $40,4 до $45,8 млрд., то есть всего на 13 процентов. В январе текущего года по данным агентства было заполнено меньше половины площадей. Доходы сократились на 40%, в сегменте здесь также идет активное снижение цен под видом крупных скидок. По данным «Эспар аналитик», среднее снижение по России цены продажи рекламных конструкций в «наружке» в январе 2009 г. составило 20%.

Прирост рынка печатной рекламы в 2008 по данным АКАР составил 11% и вырос с 51,9 до 57,6 млрд. рублей. Перспективы бумажной прессы выглядят крайне неблагоприятно. Аналитический центр "Видео Интернешнл" прогнозирует падение рекламных доходов российской прессы составит 30%. Уже в ноябре 2008 года они находились на уровне ноября 2007, а в декабре сократились на 4,5%. Схожие оценки представляет и «Российская газета», которая сообщает, что текущий объем рекламы в печатных изданиях упал на 30%. Это влечет за собой сокращение тиражей, которое может составлять от 3 до 40%, пишет издание.

Кризис затронул самые крупные и раскрученные издания. Financial Times этим летом перейдет на трехдневную рабочую неделю. Также будет уволено порядка 80 сотрудников, в том числе 20 редакторов сообщило РИА Новости. Вообще, печатной прессе суждено выйти из кризиса серьезно преображенной или не выйти вообще.

В 2008 году доля телевизионной рекламы в общем пироге выросла до 52%. Рост в 2008 году составил 22%. Это третье место по темпам роста после New media и интернет-рекламы, утверждает статистика АКАР.

Но к концу года и на телевидении фиксировалось сокращение потока рекламодателей. По данным Media Logics, в январе 2009 года объем рекламы в пунктах рейтингов (GRP), снизился на 3% по отношению к сопоставимому периоду 2008 года. Как полагают аналитики, более-менее позитивную статистику для электронных СМИ обеспечили те, кто избрал телевизионные рекламные бюджеты, отказавшись от прессы радио и наружки.

Перспективы ТВ, а вернее его доли на рекламном рынке, остаются относительно неплохими. Около 36% считают ТВ наиболее эффективным медиа и 20% обещают больше тратить на телерекламу, свидетельствуют данные опроса крупнейших рекламодателей России, проведенного агентством PR Technologies.

Кризис смог немного притормозить темпы роста рынка интернет-рекламы, который выглядит наиболее позитивно среди своих собратьев. Годовые расходы на нее выросли на 32%, с 5,7 до 7,5 млрд. рублей. Цифры по Интернет-сегменту АКАР дает без учета контекстной рекламы.

По расчетам MindShare, рекламодатели потратили на презентацию в Рунете в 2008 году около 15 млрд. рублей. Объем сектора медийной интернет-рекламы MindShare оценил в 5,8 миллиарда рублей, а контекстной - в 8,9 миллиарда рублей. Консолидированная оценка "Бегуна", Яндекса и Google, дает цифру рынка контекстной рекламы в $330-$350 млн.

Как показали результаты опроса проведенного в декабре 2008 г. — январе 2009 г. агентством PR Technologies среди крупнейших рекламодателей России только четверть намерены сократить рекламные расходы в 2009 г., а половина обещает оставить затраты на уровне 2008 г. Из тех, кто обещает нарастить рекламу больше всего участников исследования — 43% планируют сделать это в интернете и лишь 2% намерены интернет-рекламу сократить.

Автор Сергей Николаев
Сергей Николаев — журналист, кандидат экономических наук, внештатный корреспондент Правды.Ру *