Япония начинает мировую войну за рынки сбыта

В Японии объявлено о наступлении крупнейшего экономического кризиса со времен Второй Мировой войны. "У нас крупнейший экономический кризис за весь послевоенный период", - цитирует ИТАР-ТАСС заявление министра по экономической и налоговой политике Каору Иосано. Он подчеркнул, что власти будут принимать дополнительные меры по борьбе с хозяйственным спадом.

Согласно опубликованным данным, в 2008 году ВВП страны сократился на 0,7%, однако динамика последних месяцев выглядит катастрофически. В октябре-декабре японский валовой внутренний продукт уменьшился на 12,7% в годовом исчислении.

В октябре-декабре экспорт, на котором базируется экономика страны Восходящего солнца, сократился на 13,9% по сравнению с предыдущим кварталом, что стало самым резким падением этого показателя за всю историю страны.

Накопленные золотовалютные резервы, которые, возможно, являются крупнейшими в мире, заставляют Токио действовать активно в первую очередь в сопредельных экономиках. По данным МВФ золотовалютные запасы страны составляют $847 млрд., хотя это величина динамическая и зависимая от валютных курсов. И все же объем японских запасов таков, что сам МВФ для проведения собственных программ финансирования займет у Японии $100 млрд. Таким образом, Япония существенно укрепит свои позиции в этой структуре, которая, как известно, занята не просто распределением денег, но и решением насущных проблем стран-доноров. Как уже сообщал Moneytimes , средства Токио составят порядка 31% общего объема квот стран-доноров МВФ.

Кроме того, сегодня в Токио было заявлено о намерении выделить еще $1 млрд. на кредиты странам АСЕАН, для поддержания экспортно-импортного баланса этих стран, а проще говоря, для закупок японской продукции. Для высокотехнологичной Японии наличие постоянного спроса критически важный элемент всей экономической системы. Доходит до того, что японские предприятия просто заставляют сотрудников скупать продукцию собственного производства. Так, Panasonic намеревается обязать каждого из 10, 000 сотрудников компании-гиганта купить товары фирмы на сумму в полторы тысячи долларов. Для директоров план потребления еще выше – на $ 2 тыс.

Схожие методы будут применяться и в других японских компаниях, благо корпоративная культура позволяет это делать. Как сообщает Times, Совет директоров компании Toyota одобрил инициативу работников, которые решили приобрести новые автомобили родной компании, а президент Fujitsu пока просто попросил работников приобрести компьютеры и мобильные телефоны своей компании.

Падению экспорта сопутствовал процесс резкого сокращения инвестиций в основные фонды, который составил 5,3%. В стране падает и личное потребление, хотя и не столь быстрыми темпами как в странах Запада – на 0,4%. Японское правительство разрабатывает пакет экономических мер для внутреннего применения стоимостью 20 трлн. иен ($218 млрд.), которые обещает представить до встречи G20, которая пройдет 2 апреля.  

Автор Сергей Николаев
Сергей Николаев — журналист, кандидат экономических наук, внештатный корреспондент Правды.Ру *
Обсудить