Общий интерес

Президент России Дмитрий Медведев на совещании по вопросам социально-экономического развития Уральского федерального округа заявил о том, что Россия готова координировать свои действия с ОПЕК и не исключил возможности вступления страны в организацию экспортеров нефти.

«Мы готовы принять предложения, поскольку доходы от нефти и газа являются базой для бюджета страны, - заявил президент. В числе защитных мер может быть уменьшение объемов добычи нефти, участие в существующих организациях поставщиков углеводородов, а также в новых организациях, если об их создании удастся договориться», - подчеркнул Дмитрий Медведев.

Вернее всего, следует сделать упор на последней части этой фразы главы государства. Как известно, российский картельный проект, Международный форум экспортеров газа, сплошь и рядом состоит из членов ОПЕК. Технологические причины такого принципа формирования сообщества понятны и объяснимы. И вот Москва заявляет о готовности пойти на сближение с ОПЕК, вероятно подразумевая интеграцию со стороны определенных участников картеля и в газовой сфере.

При всем при этом, вступление России в ОПЕК по-прежнему представляется сомнительным. Свой мягкий отказ российские нефтяники могут аргументировать особенностями добычи продукта в наших широтах, где просто так закрутить вентиль невозможно. Хотя, конечно, и тут имеются варианты.

Однако, в нынешних условиях Москва может пойти на очень тесное взаимодействие с организацией нефтяных экспортеров в деле ограничения добычи нефти. Во-первых, терять уже нечего, вернее «некуда». Цены на углеводороды падают, прогнозы потребления на следующий год неутешительны, хотя особо доверять им не стоит. Нефть изрядно подвержена фондовым колебаниям, пузырь на фьючерсных рынках практически сдулся, а уровень реального потребления на будущий год можно рассчитать лишь в очень далеком приближении. Эластичность спроса на нефть не столь велика, как может показаться, глядя на динамику снижения цен. В тех же США свыше 70% поступающих нефтепродуктов заливается в автомобили и прочие средства передвижения. И передвигаться эти средства не перестанут.

Во-вторых, добыча нефти в будущем году в России будет падать. Стагнация наблюдается уже в течение всего 2008 года. В условиях кризиса добывающие компании серьезно сократили вложения в геологоразведку и освоение новых месторождений, так что роста производства ждать не приходиться. В среднесрочной перспективе добровольное солидарное ограничение нефтедобычи России ничего не стоит. А выгоды от повышения цен будут очевидными. Таким образом, платформа общих интересов сейчас выглядит монолитной как никогда ранее.

Следует напомнить, что в начале декабря глава ОПЕК Шакиб Хелиль предложил России, Норвегии и Мексике стать членами этой организации. Или, по крайней мере, сократить поставки вместе с картелем. О возможных объемах сокращения ходят разные слухи. Самая популярная цифра – 2,5 млн. бочек в сутки. Именно такого решения от ОПЕК ожидали на прошлой экстренной встрече.

Автор Сергей Николаев
Сергей Николаев — журналист, кандидат экономических наук, внештатный корреспондент Правды.Ру *