Слабость силы

«Этот год будет худшим для экономического развития КНР за все последнее время", - заявил ремьер госсовета КНР Вэнь Цзябао на страницах партийного органа «Цюйши». Это признание сделанное на официальном уровне констатирует факт, но ничего не говорит о будущем китайской экономики, которое столь же туманно как и перспективы мирового кризиса. Китай начинает платить за годы сверхактивного роста и пока собирает только первые "цветочки" мировой рецессии. Moneytimes уже не раз высказывался на тему китайских проблем, которые маскировались опережающим ростом экономики. Но рост замедляется, причем весьма резко.

В октябре промышленное производство в Китае выросло на 8,2% по отношению к прошлому году. Вроде бы не такой уж и плохой показатель, однако, это худшие темпы роста за последние 7 лет. Сравнение с предыдущим месяцем дает предстваление о динамике падения. Сентябрьский показатель составил 11,4%..

В некоторых отраслях наблюдалось падение объема производства в годовом исчислении. Причем падают показатели базовые показатели для всякой индустриальной экономики. Производство электроэнергии снизилось на 4 %, стали - на 17 %, чугуна - на 16,8 %, а черных металлов - на 5,6 %.Замедляется добыча угля и производство цемента. Снижается количество выпускаемых автомобилей.

По данным WSJ, в октябре китайский индекс менеджеров по закупкам (PMI) упал до 44,6%. Китайская алюминиевая корпорация сокращает производство на 18%. Никелевая компания Zinchuan заявила о снижении производственного плана на 2008 г. на 17%. По данным Macquarie Securities, предприятия металлургической Tangshan Iron & Steel Co. загружены всего на 30-50%. Но при этом инвестиционные показатели по-прежнему выглядят впечатляюще. Объем прямых иностранных инвестиций в КНР за январь-октябрь вырос на 35,06% по сравнению с аналогичным периодом 2007 года и составил $81,10 млрд.,

Китай пока не столкнулся с действительно масштабным кризисом. Проблемы "мастерской мира" связаны со структурными перекосами в производстве, которые грозят вылиться в кризис перепроизодства. В правительстве страны это хорошо понимают и уже переводят страну на рельсы внутреннего потребления. И все же, невзирая на исключительно положительные оценки мер, предпринимаемых китайским правительством, которые слышатся как с запада, так и с востока, монстр может просесть под грузом собственных внутренних проблем.

Итак, Китай снижает процентные ставки, удешевляя кредит, отменяет требование об обязательной продаже всей валютной выручки, обеспечивает существенные налоговые послабления экспортерам (пошлины снижены на гигантские в масштабах производимого продукта 28%). Кроме того, Пекин сформулировал ключевые направления деятельности во внутренней сфере. Их два - это инфраструктурные проекты и создание "экономики знаний". Прямо- таки руководство к действию по использованию русского Стабфонда на благо России еще каких-то пять лет назад. И на сегодняшний кризис мы бы могли, безо всяких преувеличений, смотреть со стороны. А теперь Россия сливает на запад то, что господин Кудрин и иже с ними собирали на "черный день". Пакость ситуации в том, что они действительно собирали, но, кажется, не для России...

Посмотрим, удастся ли китайской элите в действительности осуществить задуманное. В конце сентября 2008 года руководство КНР одобрило выделение средств в размере 2 трлн. юаней ($292 млрд.) на реконструкцию и развитие железнодорожной сети страны. Планируется увеличить общую длину железных дорог КНР с нынешних 78 тысяч километров до 120 тысяч. Причем эти цифры очень приблизительные и будут корректироваться в большую сторону. Ведь еще планируется продление сети дорог и в среднеазиатский регион, который в ближайшем будущем может ожидать неофициальная аннексия.

Однако, эти же меры приведут к существенному увеличению мобильности населения, а разрыв между бедными и богатыми регионами страны, между городом и деревней революционно велик. Сейчас существуют два Китая и что будет когда они начнут сливаться в один, предсказать сложно. Не исключено, что Китай попытается транслировать социальное напряжение во внешний мир. К тому же в последующие годы из-за резкого превышения количества рожденных мальчиков над девочками, эта агрессия будет заложена на психофизическом уровне.

Не очень похоже на то, что Китаю удастся решить сельскохозяйственную проблему. И даже "экономика знаний" может просто не поспеть за динамикой развития продовольственной и демографической проблем Китая. Действительно, Пекин вкладывает в НИОКР порядка 2% ВВП, к 2020 году вложения в научно-технический прогресс увеличатся до 2,5% валового внутреннего продукта. Но и здесь имеет место структурный перекос. Пока Китай борется за космос и телекоммуникационные разработки, в то время как стране нужна "зеленая революция", причем экологически чистая. Пока Китай "тянет" его собственная промышленность.

Однако, косвенным свидетельством того, что КНР не столь далеко продвинулась в технологизации и использовании собственных разработок в промышленности является интересное исследование конкретно китайской составляющей в прибавочной стоимости продукции различных отраслей промышленности, которое приводил на своих страницах еженедельник Коммерсант-Деньги. Судя по представленым данным, китайский рост по-прежнему базируется на дешевой рабочей силе. Но стимулирование внутреннего спроса для поддержания китайской экономики подразумевает и рост доходов населения, рост зарплат.

Так что несмотря на свою уверенную поступь и явно выигрышное положение по сравнениюс другими центрами силы, положение Китая представляется не столь уж и радужным. Сила - в слабости, говорят на Востоке. И Китай сумел превратить свою слабость - огромное и бедное население в могучую производящую силу. Однако в этой силе, возможно, скрыта и слабость Китая.

Автор Сергей Николаев
Сергей Николаев — журналист, кандидат экономических наук, внештатный корреспондент Правды.Ру *
Обсудить