Грузинский эндшпиль

Покуда в мире шумит политическая буря, поднятая событиями вокруг непризнанных республик Южной Осетии и Абхазии, за Грузию продолжают вести геоэкономическую битву. Как говорится, стратеги изучают стратегию войны, тактики говорят о тактике, а профессионалы заняты логистикой.

Вчерашние сообщения о прекращении транзита энергоносителей через территорию Грузии, в целом, подтвердили экспресс-выводы нашего издания вокруг «геоэкономической» цены этого конфликта, обозначенные в материалах «Нефтяная Кавказская война?» и «Война в Закавказье – нефтяной контекст».

По газопроводу Баку-Тбилиси-Эрзрум газ сейчас не идет. По этой нитке в Турцию ежедневно перекачивалось 10-14 млн кубометров. Этот трубопровод, равно как и нефтепроводы Баку-Тбилиси-Джейхан, Баку-Супса (которые также «осушили») были построены в обход России. Таким образом, российскому руководству удалось нанести мощный удар по планам Запада снизить уровень энергозависимости путем диверсификации поставок. Слова Николя Саркози о России, как о «великой стране», сказанные для прессы на встрече с Медведевым, очевидно, являлись признанием этого факта.

Вероятно, Баку-Тбилиси-Эрзурум, который планировалось сделать частью «западного» проекта Транскаспийского газопровода, так и останется «просто» трубопроводом. Идея Прикаспийского газопровода – детища российских ТНК – скорее всего получит хорошую подпитку из добывающих стран региона, особенно после недавних предложений Медведева покупать сырье по мировым ценам. Впрочем, время покажет.

Еще одним важнейшим сегментом транзитной системы Грузии являются порты. Ох, сколько всего через них «переваливается»! Как известно, благодаря Саакашвили западные деловые круги фактически перевернули планы серьезных российских бизнесменов вложиться в закавказский транспортный узел. Привезенный Германом Грефом в Тбилиси Каха Бендукидзе стал министром экономики Грузии и объявил о том, что «Грузия должна продать все, кроме совести». Судя по желанию группы российских бизнесменов приватизировать грузинские порты за $200 млн. тогда еще более-менее крепких американских денег – в России с этим девизом были целиком и полностью согласны.

Однако, Саакашвили вдруг начал продавать не тем... То есть, «продал и совесть». В общем, сейчас у российских бизнесменов должны появиться неплохие возможности для внедрения в тамошнюю портовую систему. Уже появились весьма «высокопоставленные» заявления о том, что Грузия должна России, условно выражаясь, некую контрибуцию. И за восстановление Осетии и за гуманитарную катастрофу, да и вообще, военная техника «жрет» очень много такого дорого топлива. Как говориться – чем отдавать будете? Деньгами или натурой? Тем более, что в этом году в России громадный урожай зерновых и мощностей для экспорта явно не хватает.

Впрочем, на данный момент – это всего лишь предположения. А факты - вот они. Грузия, равно как и Азербайджан, Армения, Болгария, Румыния, Украина, Молдова, Турция, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Киргизия и Афганистан, является частью глобального Евроазиатского транспортного коридора TRACECA. Этот коридор Европа-Кавказ-Азия соединяет Франкфурт (Германия) с Шанхаем (Китай). Это и есть современный Великий Шелковый Путь.

Когда Саакашвили выставил порт Поти на тендер, было особо подчеркнуто, что он является крупнейшим в регионе по перевалке сухих грузов, включен в транспортную систему TRACECA, связан регулярными маршрутами с крупнейшими портами Европы и Азии. Да и не только Поти...

Кстати, совсем недавно, транспортная группа Fesco (головная компания группы ОАО "Дальневосточное морское пароходство") открыла регулярную контейнерную линию между портами Украины, Китая и Сингапура.

Автор Сергей Николаев
Сергей Николаев — журналист, кандидат экономических наук, внештатный корреспондент Правды.Ру *
Обсудить