Пойдет Ли «Скорая помощь» с молотка?

Звучит абсурдно, но фактически МАПУЗ — банкрот. То есть на грани закрытия оказалось единственное транспортное предприятие, обслуживающее вызовы «Скорой помощи». Хотя чему, собственно, удивляться? В наше время и не такое бывает — говорят, банкротами становятся даже целые районы или их отдельные территории...

Могло быть и хуже. Пока что, по крайней мере, машины с красными крестами не пошли с молотка. Просто два месяца назад по решению Самарского арбитражного суда на предприятии введено внешнее управление. К тому моменту долги МАПУЗа по НДС составили около 10 миллионов. Да пени набежали еще на девять...

На днях водители встретились со своим руководством — директором Олегом Башмаковым и внешним управляющим Дмитрием Анисимовым, чтобы получить ответы на животрепещущие вопросы. Прежде всего, как такое вообще могло случиться? И, конечно, что теперь делать, с чего начать и чего ждать...

Господин Башмаков относит начало проблем к 1995 году:

— Тогда руководством был сделан стратегически неправильный шаг. В то время предприятие подошло к той черте, когда наши тарифы оказались ниже себестоимости оказываемых услуг. То есть деньги, которые мы должны были получать со «Скорой» за оказанные нами услуги, были гораздо ниже затрат, которые ушли на услуги... Так вот, тогда тарифы были подняты волевым решением нашего руководства, причем подняты намного, почти на 50 процентов... А денег у «Скорой помощи» не было. К чему это привело — сами видите. Мы оказываем услуги, выставляем счета, ждем этих денег и не получаем... Такой вот «снежный ком» покатился. Когда проработали по этим высоким тарифам два квартала — поняли, что с нами никто не сможет расплатиться, потому что денег таких в медицине нет. И... вернулись к старым тарифам. В 1997 году в связи с общей инфляцией тарифы нам частично были повышены. Но недостаточно. Все это продолжается до сих пор. НДС мы так и не платили. Штрафы так и начислялись.

Но сегодня ситуация в корне изменилась. Во-первых, мы провели финансово-экономическую экспертизу наших тарифов. Они повышались в части зарплаты и в части повышения цен на топливо. Все другие статьи не затрагивались... В марте сего года мы с готовыми результатами вышли «на город» и сумели доказать, что с такими тарифами дальше работать нельзя.

На сегодня тарифы по «Скорой» повышаются на 54 процента. Но это бремя ложится опять же не на «Скорую помощь» — нет, мы надеемся на дотации, которые будут выделены из бюджета. В этом году «Скорая» получит 16,8 миллиона для того, чтобы дополнительно к страховым деньгам они расплатились с нами за транспортные услуги.

Еще одна приятная для нас новость. В новом налоговом кодексе есть статья, что транспортные услуги на «Скорой» не должны облагаться НДС. Таким образом, они больше не начисляются...

Руководство, таким образом, настроено оптимистично. С введением внешнего управления появилась надежда сохранить предприятие, вывести его из кризиса, сделать платежеспособным.

Правда, остальным собравшимся этот жизнерадостный настрой почему-то не передался. Не мудрено. На сегодня зарплата водителя «Скорой» не превышает полутора тысяч. И даже если все сложится благополучно — больше 20-50 процентов прибавки им никто не обещает.

Да и как знать... Не окажется ли вслед за МАПУЗом в числе банкротов и сама «Скорая помощь»?

Лидия Любославова

Тольятти

«Площадь Свободы»