Максим демидов: начало конца «раскатистой» консолидации. Ярославский областной суд восстановил права рядовых Акционеров ЗАО «Раскат»

Акционер – это звучит. Пусть, может быть, и не очень гордо, но вполне весомо и значимо. Раз у человека есть акции того или иного предприятия, то он является его совладельцем настолько, насколько велика его личная доля в общем количестве акций. И хотя доля эта порой бывает символической, но, тем не менее, права её владельца ничуть не менее важны, чем держателя контрольного пакета. Так должно быть. Но для того, чтобы так было в действительности, нередко приходится прибегать к вмешательству суда. Да и судебные решения не всегда оказываются в ладах с законом…

Название акционерного общества «Раскат», что в ярославском Рыбинске, широкой публике, пожалуй, малоизвестно. Зато с работой производимых им дорожных машин – укладывающих асфальт катков – знакомо не одно поколение тех, кто ходит по улицам и ездит по дорогам: первый моторный каток был сделан в Рыбинске 70 лет назад. За последние два-три года именно катки «Раската» заняли видное место в российском дорожном строительстве: после финансового кризиса 1998 года потребители импортной дорожной техники обратились к российскому производителю. Растущие продажи продукции дали возможность «Раскату» покрыть ранее возникшие убытки, увеличить платежи в бюджет, регулярно выплачивать заработную плату и, хоть и небольшие, но дивиденды акционерам предприятия.

Акционеров же у «Раската» - не одна сотня. В основном это работники завода, как нынешние, так и бывшие. Конечно, доля каждого из них очень мала, но в совокупности мелкие, или, как теперь принято говорить – миноритарные, акционеры владели 30 процентами акций завода. Да, права «раскатовских» акционеров на участие в управлении предприятием и получение дивидендов во многом номинальны, но в том, что они есть у тех, кто своими руками создавал завод и продолжает на нём трудиться, и есть, согласитесь, проявление той справедливости, которой в последние годы в нашем обществе становится всё меньше.

Существенно меньше стало её и в Рыбинске прошлогодней осенью, когда члены совета директоров ЗАО «Раскат», владевшие совместно более чем половиной акций предприятия, пошли на так называемую «консолидацию» акций. Предпринятое ими 207-кратное увеличение номинальной стоимости акций «Раската» привело к тому, что около тысячи акционеров, владевших к примеру 100 или 150 акциями, стали в одночасье собственниками менее чем по одной акции на человека. А в такой ситуации закон об акционерных обществах предписывает держателям дробных акций продать их, да по цене, определяемой покупателем.

Среди рядовых акционеров «Раската» не обошлось без слёз: предложенная за их акции цена оказалась вчетверо ниже реальной стоимости. Но, где кто-то теряет, там кто-то и находит. Нашедшими стали руководители завода – средний доход каждого из них получился не менее 400 тысяч рублей, что в 260 раз больше средней зарплаты на предприятии.

Устроившие столь выгодную для себя «консолидацию» члены совета директоров «Раската» наверное не могли не предполагать того, что кто-нибудь из оставшихся ни с чем акционеров всё-таки обратится в суд. Но, предполагая, видимо не очень-то беспокоились за свою непогрешимость. И поначалу их уверенность подтвердилась: обратившаяся с иском в Рыбинский городской суд Ангелина Смирнова, бывшая работница завода и теперь уже бывший его акционер, удовлетворения своей жалобы в июне 2001 года не получила.

К счастью, у Ангелины Васильевны достало терпения и выдержки не махнуть на это дело рукой также, как это сделали её товарищи по несчастью - пенсионерка подала кассационную жалобу в Ярославский областной суд. Как выяснилось, чем дальше от Рыбинска, тем меньше понимания вызывает у представителей правосудия позиция совета директоров ЗАО «Раскат». 19 ноября областной суд удовлетворил кассационную жалобу Ангелины Смирновой: как установил областной суд, в ходе рассмотрения иска Смирновой в Рыбинске обстоятельства дела были рассмотрены не полностью, причём городской суд оставил без внимания как раз те нарушения проведения консолидации, которые могли бы послужить основанием для её отмены. Ярославский областной суд отменил решение Рыбинского горсуда как незаконное и направил дело для нового рассмотрения в тот же суд, поскольку при вынесении им предыдущего решения были допущены серьёзные нарушения действующего законодательства.

Ангелину Васильевну, конечно же, нужно поздравить. Но это – не только её личная победа, значение принятого Ярославским областным судом решения трудно переоценить. Едва ли не впервые за всю историю массовой приватизации на Ярославщине миноритарные акционеры получили реальный и основывающийся на судебном постановлении шанс восстановить своё право собственника, право свободно распоряжаться своими акциями и, если и продавать их, то по адекватной рыночной цене. Конечно, новое заседание Рыбинского городского суда ещё впереди, но думается, что теперь, после решения областных судей, да ещё и в пору активного общественного обсуждения путей судебной реформы, «раскатистая» консолидация по-рыбински получит, наконец, должную правовую оценку, а затеявшие её ответят за свои действия в строгом соответствии с законом. Справедливость на «Раскате» ещё не восстановлена, но первый шаг к этому уже сделан.

P.S. В приснопамятные советские времена нынешнее ЗАО «Раскат» попросту именовали «Дормашиной» или «Дормашем». Иные же недоброжелатели и завистники (устроиться работать на это преуспевающее предприятие было непросто) переделывали это название в обидное «Дура Маша». В итоге судебных разбирательств стало ясно – подобное обидное прозвище к бывшим и нынешним рабочим «Раската» более неприменимо.

Обсудить