Андрей Лубенский: Социальные проблемы Славутича кажутся неразрешимыми

Социально-психологический центр г.Славутич провел исследование на тему «Социальные проблемы вывода ЧАЭС из эксплуатации». Результаты были презентованы на семинаре в Центральноукраинском региональном учебном центре Международной программы «Партнерство общин», посвященном проблемам информационной политики. Опрос, в котором приняли участие 179 работников ЧАЭС, проводился еще до закрытия станции, в ноябре 2000 года. Что же выяснили исследователи?

Оказалось, что подавляющее большинство опрошенных (87,2%) полагают, что жизнь в Славутиче после закрытия ЧАЭС значительно ухудшится. Вот характерные высказывания об ожидаемых изменениях: «Жалкое, унизительное существование; «Жизнь станет адом. Нищета, голод, холод — станут спутниками нашей жизни»; «И купить будет не на что, и купить будет нечего»; «Это катастрофа для всех»; «Каких изменений можно ожидать, если работа на ЧАЭС — единственный источник существования?»…

Несколько оптимистичнее смотрят на жизнь 5,6% респондентов, отметивших вариант — «жизнь в городе ухудшится, но незначительно». Совсем немногие (1,7%) считают, что закрытие станции на жизни города не отразится, или даже — «жизнь в городе значительно улучшится» (тоже 1,7%). Большинство опрошенных работников ЧАЭС (64,8%) в своей жизни и в жизни своей семьи ожидали изменений только к худшему (в то же время 2,8% высказали оптимизм в отношении своих перспектив, 4,5% считают, что «жизнь не изменится», 5,6% не знают, каких изменений ожидать, 8,4% на вопрос не ответили).

Однако лишь 15,6% славутчан готовы покинуть свой город в ближайшие полгода (и почти четвертая часть респондентов намерены сделать это «в перспективе»). Не планируют покидать город 41,3% опрошенных. Не задумывались над этим вопросом 9,5% респондентов, а оставшиеся (8,4%) заявляют, что ответ на этот вопрос зависит от целого ряда факторов — получение компенсации, возможности продать жилье, состояния здоровья и т.д. Те, кто намерен уехать, могли бы остаться, если в Славутиче будет возможность получить работу с хорошей оплатой. Некоторых (6,3%) удерживают от отъезда «уникальность города, любовь к нему и возможные перспективы развития». Но среди высказываний приводятся и такие: «Что делать во второй Припяти?», «Город умрет. Вторая Припять».

Из тех, кто не планирует покидать Славутич ни в ближайшее время, ни в перспективе, почти половина (45,0%) считает, тем не менее, что «никаких перспектив для жизни в городе нет». Приводится один из распространенных аргументов: «Ни на что не рассчитываю, так как ничего не построили за это время, пока город жил». Более половины (55,0%) все же видят в перспективе работу на новых рабочих местах, работу на ЧАЭС, получение пенсии и компенсаций, помощь правительства и помощь из-за рубежа… Некоторые надеются открыть собственное дело, рассчитывают на «перевыборы местных органов власти» или просто «на авось». Эксперты центра делают вывод: «Большое количество респондентов, ответы которых трудно обобщить и отнести к какой-либо категории, свидетельствуют об отсутствии понимания реальных перспектив дальнейшей жизни в городе и разобщенности во взглядах на проблему. В дальнейшем, это с большой вероятностью может привести к усилению социальной напряженности в городе».

Конечно, нельзя сказать, что власти совсем не думали о том, чем будут заниматься люди, потерявшие работу на ЧАЭС. Создана специальная экономическая зона «Славутич», в отношении субъектов которой действует специальный правовой режим (и предполагается, что будет действовать до 1 января 2020 года). В частности, предусмотрены значительные льготы на период реализации инвестиционных проектов стоимостью не менее $200 тыс. (подробности можно узнать, обратившись по адресу: [email protected]

). Понятно, что реализация проектов и привлечение инвестиций будут способствовать созданию новых рабочих мест. Разработаны и утверждены программы по развитию города, по закреплению высококвалифицированных кадров атомщиков и т.п. Но пока эти программы остаются на бумаге, а сами жители Славутича считают, что в городе пока ничего не сделано для его дальнейшего развития (так ответили 73,2% опрошенных). Лишь 13,6% отметили, что «создаются новые предприятия, организации», а 9,1% респондентов полагают, что для дальнейшего развития «создаются все условия». По мнению экспертов Социально-психологического центра, «общим настроением у всех респондентов можно считать пессимизм в отношении будущего города, отсутствие доступной и полной информации по данному вопросу и недоверие к тем шагам, которые предпринимаются руководством города».

Время, прошедшее со дня торжественного закрытия ЧАЭС, этого пессимизма не развеяло. Представители органов местного самоуправления Славутича скептически высказываются о ходе реализации утвержденных программ. Мэр города Владимир Удовиченко вынужден ставить перед правительством вопросы, почему не контролируется использование средств международного сообщества, выделенных на превращение объекта «Укрытие» в экологически безопасную зону, почему не установлен государственный контроль за выполнением требований нормативно-правовых актов относительно закрытия ЧАЭС и социальной защиты работников станции и всех жителей Славутича, почему не проводится работа по привлечению международных финансовых ресурсов для создания новых рабочих мест и т.п. Кстати, только в минувшем году в Славутиче было потеряно 1100 рабочих мест (при населении в 26 500 человек). Депутат Верховной Рады Василий Синько после ознакомления сосложившейся ситуацией высказался довольно резко: «Президент и правительство, пообещав содействовать созданию новых производств в Славутиче, никаких мер для этого не предпринимают. А руководство ЧАЭС под всякими предлогами отказывается от услуг предприятий г. Славутича и выбрасывает людей на улицу».

Еще более резко оценивает ситуацию участник ликвидации аварии на ЧАЭС Юрий Дронжкевич: «Вся правда состоит в том, что главарей нынешнего режима, и в первую очередь Президента Леонида Кучму, совершенно не интересует судьба Чернобыльской АЭС, г. Славутича, коллектива станции и жителей города. Для него они — лишь разменная монета в политической игре, средство завоевать благосклонность западных кредиторов, способ получить очередной кредит, без которого режим задыхается. И потому все знают, что выполнять грозные с виду распоряжения и поручения Л.Кучмы не нужно, что отдаются они только для вида, чтобы сохранить лицо. Потом ведь, как Л.Кучма делает постоянно, все можно списать на безымянных нерадивых исполнителей. И убедить меня, как и десятки тысяч других чернобыльцев, уже не смогут ни грозный голос, ни нахмуренные брови Президента, ни не подкрепленные расчетами указы, распоряжения и постановления. Убедить могут, и очень хочется, чтобы убедили, лишь конкретные дела. Но их нет и не будет по определению» («Товарищ», N11, 2001).

Похоже, жители Славутича тоже не склонны надеяться на благодеяния со стороны правительства и президента. Во всяком случае, авторы исследования делают вывод, что большинство намерено рассчитывать на свои силы.

Андрей Лубенский

ПРАВДА.Ру