Гигантский линкор "Советский Союз": история проекта — Игорь НИКОЛАЙЧУК

15 июля 1938 года на Балтийском судостроительном заводе заложили первый линкор проекта 23 — "Советский Союз". Затем в Николаеве начали строительство "Советской Украины", а в Северодвинске (который тогда назывался Молотовском) — "Советской Белоруссии" и "Советской России". При их проектировании учитывались все новейшие достижения кораблестроения. Силовые установки для линкора были закуплены в Швейцарии, а часть брони приобрели в Германии. Броневая защита линкоров была не только вертикальной, но и горизонтальной: 155-миллиметровая броня верхней палубы защищала от авиабомб весом до 500 килограммов.

Приметой нового времени, наступившего с развитием авиации и увеличением дальнобойности орудий главного калибра, стала мощная горизонтальная броня. Она обладала огромной эффективностью и при попадании вражеских артиллерийских снарядов с дальней дистанции (которые падают почти вертикально). Боевые корабли типа "Советский Союз" стали первым подобным амбициозным проектом в планах нового вооружения, включившего в себя также боевые крейсеры и авианосцы. Опираясь во многом на модель итальянских кораблей типа "Литторио", создатели "Советского Союза" разработали его таким образом, чтобы он мог перевозить более 60 тысяч тонн оружия и развивать скорость в 28 узлов. Благодаря этим характеристикам линкоры "Советский Союз" могли стать самыми мощными военными кораблями в мире.

В период с 1938 по 1940 год Советский Союз развернул строительство четырех из шестнадцати предполагаемых кораблей. Строительство шло в Ленинграде, Николаеве и Молотовске (Северодвинске). Чтобы корабль мог вести артиллерийскую дуэль на дальних дистанциях, на его борту должны были разместиться четыре самолета-корректировщика КОР-2. В роли разведчиков они должны были компенсировать недостатки радиолокациных приборов, в развитии которых СССР отставал. Кроме того, планировались установить мощнейшую дальнобойную артиллерию.

Только японские суперлинкоры типа "Ямато" превзошли по вооружению так и не достроенные советские корабли (при этом их броневая защита была хуже). Похожие характеристики также имели вступившие в строй в ходе Второй мировой войны американские линейные корабли типа "Айова".

К сожалению, ни один линкор "Советский Союз" так и не был спущен на воду. Строительство одного из кораблей было остановлено из-за того, что в доке использовались заклепки из некачественной стали. Подсчитав, во сколько обойдется перестановка 70 тысяч заклепок, инженеры решили, что дешевле прекратить постройку корабля. Строительство остальных трех было остановлено из-за войны, а после войны их уже не стали достраивать, так как сам тип линкора как боевого корабля потерял свою актуальность. Главной силой океанских просторов стали авианосцы и подводные лодки. "Правда.Ру" попросила рассказать об этом грандиозном замысле ушедшей эпохи Игоря Николайчука, начальника сектора "Проблемы региональной безопасности", кандидата технических наук.

— Что представлял собой грандиозный линейный корабль "Советский Союз"?

— В отличие от всех других разработок, линейный корабль "Советский Союз" не был чем-то выдающимся. Это был просто хороший проект для использования в прибрежных водах, он не входил во флот открытого океана. А главное, начавшаяся война показала, что основные боевые действия велись на сухопутном театре военных действий; авиация также помогала сухопутным войскам наступать, удерживать противника или брать города. Флот был полезным, но не решающим инструментом в войне. Поэтому строительство этих кораблей было заморожено, их просто не стали достраивать.

"Советскую Украину" в Николаеве захватили немцы, разобрали на металл и увезли. И после войны вопрос о том, что надо реанимировать этот проект, так и не встал. Они оставались на стапелях. А при Хрущеве было прекращено и строительство линейных крейсеров, которые по масштабам были сравнимы с этими линкорами. Их разобрали на металл, и эра линкоров кончилась с появлением ракетного оружия и авианосцев. В целом же нереализованных проектов в то время было множество.

В СССР и авианосец хотели строить. Почему не построили? Во-первых, было очень мало денег, во-вторых, мало времени. Балтийская судоверфь вместо линкора во время войны стала строить малые катера, которые хорошо воевали, на которых можно было зайти в балтийские извилистые фарватеры и высадить на берег десанты. Строились и самоходные баржи для связи Ленинграда с Большой землей по Ладожскому озеру. Поэтому ни один большой корабль во время Великой Отечественной построен не был. Даже подводных лодок очень мало было введено в строй. Оказалось, что нужно было совсем другое.

Япония, например, хотела стать "владычицей морской", и она строила гигантские линкоры, по сравнению с которыми "Советский Союз" был достаточно маленьким. Построили бы мы эти линкоры, а дальше что? Их бы немцы разбомбили. Так что нет в этом ничего особенного. Но самое важное то, что мы под строительство этих линкоров создали производственные мощности, благодаря которым мы сейчас строим большие корабли, самые большие в мире атомные крейсеры и подводные лодки. Так что ничего даром не проходит.

Беседовала Лада КОРОТУН

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Комментарии
Пиратский захват: Луна не станет новым штатом США
Назван необычный способ обхода антироссийских санкций
Перед чертой: США вынуждают Китай биться за Тайвань
Нейтральный флаг нам в руки: как Россия заткнет рот Родченкову
"Ни фига не зарабатывают. Нормально?": помощник Путина обрушился на Роскосмос
Флаг — не главное: сборную России выпустили на Игры-2018
Нейтральный флаг нам в руки: как Россия заткнет рот Родченкову
Нейтральный флаг нам в руки: как Россия заткнет рот Родченкову
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Мединский не остановит "полет пули" в Россию
Нейтральный флаг нам в руки: как Россия заткнет рот Родченкову
Нейтральный флаг нам в руки: как Россия заткнет рот Родченкову
Ищите женщину: почему у мужчин без костей не только язык
Ищите женщину: почему у мужчин без костей не только язык
Нейтральный флаг нам в руки: как Россия заткнет рот Родченкову
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Музей Штирлица хотят открыть под Владимиром
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Несколько государств Европы лишились поставок газа. И на Россию не свалишь...
Нейтральный флаг нам в руки: как Россия заткнет рот Родченкову
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны

Русская эскадра - не просто набор слов. Это историческое название последнего соединения кораблей и судов Императорского флота России. Именно она эвакуировала из Крыма армию генерала Врангеля и гражданское население. Беженцев приняла Франция, предоставив эскадре стоянку в Тунисе, в городе Бизерта. Судьбы большинства беженцев поистине трагичны…

Последнее пристанище Русской эскадры