Удары током

Государственная компания Узбекэнерго приступила к поставкам электроэнергии в Кабул. В северные районы Афганистана компания поставляет электричество уже несколько лет, наряду с Туркменией, Таджикистаном, Узбекистаном и Ираном, подпитывающих главного производителя наркотиков со всех сторон. В энергетических взаимоотношениях среднеазиатских стран имеются серьезные разногласия, которые, вероятно, стали причиной звучного демарша президента Таджикистана.

То ли Эмомоли Рахмонов, то ли Эмомоли Рахмон, то ли отказался официально посетить Москву из-за «энергетического кризиса в стране», то ли не отказался… Дело в том, что пресловутые энергетические проблемы Таджикистана, который Душанбе пытается решить гидротехническим методом, пугают Узбекистан, который боится впасть в водную зависимость от соседа. А в ходе недавнего визита в Ташкент российское официальное лицо высказалось в том смысле, что энергетических проектах в Средней Азии Россия примет участие только при согласии всех сторон. В общем, вопросы энергии и воды в бывших азиатских советских республиках представляют собой важнейшую часть политических взаимоотношений.

Подачу электричества в Афганистан Узбекистан восстановил еще в 2002 году. В 2007 Ташкент поставлял в Афганистан 20 мВт. электроэнергии. В июне того же года был подписано соглашение между ГАК «Узбекэнерго» и Министерством энергетики и водных ресурсов Афганистана, конкретизировавший действия сторон по увеличению объемов поставки электроэнергии до 300 мВт.

С вводом в строй линии Хайратон - Пули Хумри - Кабул объемы поставок электричества в Афганистан на начальном этапе могут быть увеличены до 150 мВт., а в последующем до 300 мВт., сообщил РИА Новости собеседник в правительстве Узбекистана.

Узбекистан привязывает энергетическими нитями вечно неспокойный Афганистан. И делает это, возможно, с посыла американцев, которые методично выдавливают Россию из Средней Азии. Однако, можно узреть в этой большой игре и российскую линию.

В отношении Афганистана, где проживает значительное количество этнических узбеков, у Ташкента большие планы. По крайней мере, не стоит исключать того, что эти немного наивные планы могут вынашивать в Ташкенте, который, как и его соседи, явно польщен вниманием сильных мира сего. По крайней мере, пытаться играть в большие геополитические игры вполне естественно, когда страну то и дело посещают респектабельные господа из США, Европы, Китая и России. Есть и еще один немаловажный фрагмент электроэнергетических взаимоотношений, известный как CASA-1000 (Central Asia-South Asian-1000).Тысяча в данном случае подразумевает мегаватты.

Это уже американский межрегиональный проект, оператором которого, видимо, должна была стать печально известная энергетическая транснациональная корпорация AES , чьи активы разбросаны буквально по всему миру. AES глубоко окопалась в бывшей советской Средней Азии, где она использует энергетические объекты советской постройки, а также явный переизбыток электропроизводства, который и сейчас имеется в этом макрорегионе. В дело обеспечения Пакистана и Индии среднеазиатской энергией AES обещал вложить $1 млрд. Корпорация планировала зарабатывать на перепродаже. Цена энергии в Пакистане в два раза превосходит стоимость киловатта в Средней Азии. Выгода налицо.

Разумеется, все ниточки этого стратегического энергетического пути могут идти только через Афганистан. Напомним, что уже в ближайшем будущем только по линии ведущей из Узбекистана будет поставляться 300 мВт. О том насколько американская корпорация заинтересована в разделе и переориентации советской энергосистемы говорит и еще один примечательный факт. В 2003 г. фирма 'AES Corp., потратив, по данным Forbes $275 миллионов долларов на модернизацию тбилисской электрораспределительной сети, покинула Грузию. Был убит финансовый директор ее филиала в этой стране, якобы по причине повышения тарифов на электроэнергию. Интересно, что в том же 2003 году контрольный пакет тбилисской сети приобрело РАО ЕЭС России. А потом случилась революция роз и Саакашвили. По мнению ряда аналитиков, история с энергосетями Грузии имела непосредственное отношение к последовавшим политическим событиям.

Стоит напомнить, что незадолго до югоосетинских событий, а именно в конце июня 2008 года грузинская сторона наложила арест на счета той самой компании «Теласи», 75% акций которой контролировались российской корпорацией. Но это отдельная история. Отметим, что сейчас, спустя полгода после тех событий Саакашвили активно убеждает внутреннюю оппозицию в том, что соглашение с РАО ЕЭС по поводу управления Ингури ГЭС является безусловным выигрышем Грузии.

В мегапроекте поворота ЛЭП в сторону Пакистана и Индии по планам AES должны были быть задействованы преимущественно Таджикистан и Киргизия. Причем в Таджикистане американцы очень рассчитывали на строительство двух дополнительных гидроэлектростанций. Кстати, AES славится тем, что электроэнергетические объекты она не строит в принципе. Покупает, продает, перепродает, но не строит. И глядя на то, как Таджикистан активно пытался привлечь Россию к инвестиционному и технологическому решению этих вопросов, не предоставляя вместе с тем реального контроля над предприятиями, возникали сомнения искренности обещанных совместных перспектив и вечной российско-таджикской дружбы. Бизнес-идея в общем понятна: русские строят ГЭС, американцы ведут сети, Таджикистану хорошо… В Москве эту нехитрую комбинацию, которая в глубине своей, возможно, намного интереснее, просчитали без проблем.

Становится понятно, почему слова Медведева, сказанные им в Ташкенте, вызвали такую истеричную реакцию в Душанбе. Еще тогда, когда в Таджикистан пытались последовательно войти Русал и РАО ЕЭС, американские партнеры Рахмонова-Рахмона из AES и Всемирного банка подсказывали, что Рогунскую гидроэлектростанцию строить нельзя, потому что существует проблема трансграничных рек. Вахша, в частности. Дескать, неплохо было бы создать консорциум и полюбовно уладить проблему.

Теперь понятно, почему вечного президента Таджикистана так передернуло после того как Медведев в Ташкенте припомнил те самые трансграничные реки. А тут еще американцы куда-то запропастились. После невеселой для Таджикистана зимы 2008 года, когда туда всем миром отправляли гуманитарную помощь, пришла не менее сложная зима 2009. Энергетические проблемы Таджикистана (в советское время стопроцентная электрификация республики), большие надежды и отсутствие сколь-нибудь реальных результатов вынуждают искать врагов таджикского народа вовне. В итоге, поставки электричества в Афганистан в сколь-нибудь значимых объемах налаживает исторический противник - Узбекистан. В Кабуле, где давно забыли что такое электрический свет, в магазинах наблюдается дикий спрос на электроприборы.

Маячит ли за Ташкентом чья-то крупная фигура, покажет ближайшее будущее. На днях, сообщает Регнум, станут известны итоги тендера на закупку оборудования для строительства высоковольтной линии (ВЛ) 500 кВ Гузар-Сурхан и реконструкции двух подстанций стоимостью $93 млн. Его итог многое раскроет в среднеазиатском энергетическом узле интересов.

Автор Сергей Николаев
Сергей Николаев — журналист, кандидат экономических наук, внештатный корреспондент Правды.Ру *