Автор Правда.Ру

СЕВЕРНЫЙ ЗАВОЗ: ПРОБЛЕМ И НЫНЕ ВОЗ…

В Архангельске прошло выездное заседание комиссии Совета Федерации по естественным монополиям - сенаторы рассмотрели вопрос законодательного обеспечения деятельности морских портов Российской Федерации. В частности, из-за сбоев в работе северных портов может произойти очередной «климакс» мероприятий по так называемому «Северному завозу». Напомним, то на северных территориях, куда все необходимое доставляется лишь морским и речным транспортом и только во время навигации, проживает около полутора миллионов человек. Неподъемный воз проблем, связанных с завозом, вынудил сенаторов оторвать кусок от собственного отпуска для решения проблемы. Но этот воз, как видно, сдвинется не скоро…

 Чтобы «войти в тему», делегация побывала в грузовом районе Экономия Архангельского морского торгового порта. Позднее в администрации области она выслушала весьма эмоциональные выступления генерального директора ОАО «Архморпорт» Сергея Кравченко и исполняющего обязанности руководителя департамента производственной деятельности Минтранса РФ Вячеслава Гаврилова.

 Выступление первого, собственно, свелось к тому, что без полной загрузки мощностей порта ему трудно выкарабкаться из той экономической ямы, в которую угодил за годы перестройки. Грузооборот сейчас составляет четверть от объема 90-х годов. Отсюда все сложности: низкая зарплата, отсутствие инвестиций для модернизации производства. «Надо, в конце концов, определиться, - заявил Сергей Кравченко,- нужна или нет старейшая морская гавань. Позиция федеральных структур никак не просматривается, хотя решение должно быть найдено в рамках государственной политики в отношении районов Крайнего Севера. Выступивший следом представитель Минтранса Вячеслав Гаврилов как бы успокоил: порт в Архангельске важен и нужен, только надо разобраться, почему он самый дорогой в России и как его сделать более привлекательным для клиентуры. Затем он сообщил, что Минтрансом вырабатывается общая

 стратегия реорганизации морских портов. Предполагается все портовое имущество, не подлежащее приватизации, передать вновь создаваемому государственному предприятию «Росморпорт». Оно будет собирать портовые сборы, поддерживать в надлежащем состоянии все имущество и выстраивать отношения с морскими администрациями портов, которым отойдут надзорные функции за порядком на акватории, соблюдением правил мореплавания. Предпринимательской деятельностью этим службам заниматься будет запрещено. Эти и другие нормы занесены в проект федерального закона, который, по словам Вячеслава Гаврилова, должен в августе попасть в правительство, а осенью в Госдуму. Но время внести поправки, хоть и ограниченное, но еще есть. И они, скорее всего, появятся, прежде всего касающиеся ледокольного флота. По замыслу Минтранса, ледоколы должны находиться в едином кулаке. И таким «кулаком» в северном бассейне определено Северное морское пароходство.

 Но в своем выступлении генеральный директор «Севернефтепродукта» Владимир Иванченко тут же дал «отлуп», заявив, что государственную

 собственность глупо передавать в частные руки - теряется принцип равноудаленности и публичности ее использования, частнику своя рубашка ближе к телу. И привел пример минувшей навигации, когда в

 горле Белого моря мощные торосы преградили путь транспортам.

 «Скопилась очередь из полутора десятков судов, - рассказал «ПРАВДЕ.Ру» Иванченко,- в том числе ждали проводки и наши четыре танкера. В конце концов, на помощь пришел атомоход «Россия». Думаете, кого он повел первым через льды? Танкер, стоявший в очереди последним! Почему? Потому что танкер принадлежал компании «ЛУКойл», атомоход, по сути дела, тоже, потому что он отдан в доверительное управление Мурманскому пароходству, контрольным пакетом акций которого владеет нефтяная компания.

 Рассказанный эпизод подействовал на губернатора Поморья Анатолия Ефремова, который тут же среагировал: «Не допустим передачи ледоколов частным компаниям, чтобы потом в трудную минуту кланяться им в пояс, вымаливая помощь». Реплики членов комиссии, сидящих в президиуме, показывали, что позиция Минтранса их не устраивает. Так, сенатор Леонид Рокецкий долго допытывался у портовиков, судо- и грузовладельцев, насколько завышены тарифы на ледокольную проводку. И когда начальник морской администрации порта Анатолий Банников сообщил, что за минувшую зимнюю навигацию сборы составили 77 миллионов рублей, а расходы на проводку - 88 миллионов, то удивленно воскликнул: «Выходит, не урезать надо, а повышать». Член СФ Юрий Сивков считает, что нужно законодательно затвердить создание фонда поддержки морских портов: «Тут видятся два основных источника: централизованные отчисления портовых сборов и федеральный бюджет. Кроме того, стоит на втором этапе модификации железнодорожных тарифов предусмотреть приоритетность морских портов. Итогом заседания стали рекомендации, выработанные совместно портовиками, членами комиссии, специалистами администрации области.

 Решено, что Совет Федерации активно подключится к разработке законопроекта о поддержке морских портов России. Кроме того, в федеральном бюджете планируется записать отдельной строкой выделение средств на обеспечение деятельности стратегически важных отечественных портов, в том числе и Архангельского. Деньги пойдут на дноуглубительные работы и ледокольную проводку судов. Сам законопроект может быть подготовлен уже на следующий год; пока его разработкой не слишком активно занимался Минтранс России.

 Представители области в СФ Михаил Коробейников и Юрий Сивков вошли в комиссию по естественным монополиям, а в рабочую группу по

 разработке законопроекта включены представители порта, морской администрации и обладминистрации. Приняв проект постановления за

 основу, детали его сенаторы поехали «шлифовать» на Соловки – отпуск у них все же. Говорят, они взяли с собой не менее двух ящичков знаменитой «Соловецкой». Ну и ладно. Говорят, за рюмкой договориться о делах легче всего.

 

  Виталий БРАТКОВ,

 «ПРАВДА.Ру»,

 Архангельск

На снимке: дела с северным завозом а Поморье пока выглядят так же, как этот древний буксир...

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Комментарии
"Джон умирает?": в США госпитализирован онкобольной сенатор Маккейн
Мед против насморка. Как лечить ребенка без лекарств
Ла реведере, Румыния: молдаване выступили за объединение с Россией
"Перережем, если будет нужно!": почему страх НАТО оправдан
"Джон умирает?": в США госпитализирован онкобольной сенатор Маккейн
Анатолий Вассерман: с плохими президентами нам пока везет
Почему КНДР дает Штатам отпор, а у России "кишка тонка"
"Джон умирает?": в США госпитализирован онкобольной сенатор Маккейн
Прогноз на 2018 год: где зарождается Третья мировая
Ла реведере, Румыния: молдаване выступили за объединение с Россией
Евгений Федоров: США раскупили всю Россию и пишут нам законы
Евгений Федоров: США раскупили всю Россию и пишут нам законы
Евгений Федоров: США раскупили всю Россию и пишут нам законы
Евгений Федоров: США раскупили всю Россию и пишут нам законы
Пентагон 10 лет изучал НЛО по заказу правительства США
"Перережем, если будет нужно!": почему страх НАТО оправдан
Евгений Федоров: США раскупили всю Россию и пишут нам законы
"Перережем, если будет нужно!": почему страх НАТО оправдан
"Перережем, если будет нужно!": почему страх НАТО оправдан
"Перережем, если будет нужно!": почему страх НАТО оправдан
"Перережем, если будет нужно!": почему страх НАТО оправдан

Русская эскадра - не просто набор слов. Это историческое название последнего соединения кораблей и судов Императорского флота России. Именно она эвакуировала из Крыма армию генерала Врангеля и гражданское население. Беженцев приняла Франция, предоставив эскадре стоянку в Тунисе, в городе Бизерта. Судьбы большинства беженцев поистине трагичны…

Последнее пристанище Русской эскадры