Минздрав ставит на негосударственные пенсии

До конца года Минздравсоцразвития РФ намеревается согласовать второй этап пенсионной реформы и приступить к его реализации. Таким образом, полагают чиновники, будут исправлены ошибки предыдущей реорганизации образца 2002 года. На этой неделе на публичное обсуждение выносится проект концепции развития накопительного пенсионного обеспечения.

Среди мер, которые Минздравсоцразвития намеревается претворить в жизнь на втором этапе пенсионной реформы, по словам заместителя руководителя министерства Юрия Воронина, — передача рынка пенсионных накоплений негосударственным фондам.

К 2023 году в рамках второго этапа пенсионной реформы планируется достичь коэффициента замещения при страховом стаже не менее 30 лет на уровне 70% от заработной платы, 40% от которого должно приходиться на страховую часть и 30% - накопительную. Ведомство планирует убедить не менее 20% экономически активного населения добровольно прибегнуть к негосударственным пенсионным программам.

Читайте также: Вот бы пенсионный возраст взять и отменить?

По мнению авторов данной концепции, Пенсионный фонд Российской Федерации вообще не должен заниматься накоплениями граждан. Постепенно рынок "накоплений на старость" должен перейти от управляющих компаний, включая и государственную корпорацию Внешэкономбанк к негосударственным пенсионным фондам, которые отныне будут зваться НПФ — накопительными пенсионными фондами.

Как отметил Юрий Воронин, по данным на конец 2009 года в управлении Внешэкономбанка находилось более 92% всех пенсионных накоплений (порядка 480 млрд руб.). В прошлом году доходность этих средств составила 9,525, впервые превзойдя инфляцию, составившую рекордно низкие 8,8%.

Прошлый год не показателен, считают в Минздравсоцразвитии, так как в предыдущие годы существенной прибыли накоплений "молчунов", ввиду консерватизма тактики, не было. Что же касается частных управляющих компаний, которых ныне на рынке пенсионного страхования насчитывается 55, то их доходность существенно превышает показатель Внешэкономбанка. У некоторых доходность доходит до 100% годовых и выше.

Фото: AP

Но по мнению всё того же Юрия Воронова, несмотря на высокую по сравнению с Внешэкономбанком доходность, "частники" не очень жаждут иметь дело с пенсионными накоплениями граждан. "Сегодня участие управляющих компаний напрямую, в качестве одной из альтернатив, уже, мне кажется, является серьезным отягощением для них самих. Неслучайно в 2009 году ни одна из новых УК не заявилась с желанием работать с пенсионными накоплениями. Я думаю, что если бы разрешили выходить из этих правоотношений, то многие УК это бы и сделали", — предположил заместитель министра.

Отмечая преимущества НПФ, заместитель руководителя Минздравсоцразвития отметил, что управляющие компании при передаче средств НПФ "не ведут персонифицированный учет, у них нет инфраструктуры, которая могла бы осуществлять выплаты накопительных пенсий, эти функции ложатся на Пенсионный фонд, который выполняет функцию НПФ при управляющих компаниях. Поэтому государство заинтересовано, чтобы система была основа на НПФ".

Читайте: Бизнес оплатит игры пенсионными деньгами

Согласно проекту концепции реформирования, необходимо пересмотреть правовой статус пенсионных фондов, которые в настоящее время являются некоммерческими организациями, а, следовательно, не могут оперативно реагировать на меняющиеся экономические условия. Негосударственные пенсионные фонды, например, по мнению авторов концепции, не имеют права произвести реорганизацию, укрупнение, слияние, привлечь нового инвестора. Для тех граждан, которые более доверяют государству, чем частным компаниям, по примеру Казахстана, планируется создать специальный ГНПФ — Государственный накопительный пенсионный фонд.

Предполагается, что контроль за деятельностью негосударственных пенсионных фондов будет осуществляться Рострудом, а за страховыми компаниями — Рострахнадзором. Согласно предлагаемой концепции, накопительная часть не предусматривает пожизненных выплат. Россиянин, выходя на пенсию, должен будет решить, как долго будет использоваться накопительный компонент пенсии. Срок — от 5 до 10 лет.

Для получения регулярного пожизненного пенсионного обеспечения гражданам необходимо будет перевести накопительный компонент в страховой фонд. При выводе накопительного компонента предусматривается возможность досрочных выплат, погашение за его счёт кредитов, выплата накоплений пережившему супругу, соединение пенсионных накоплений.

Кому должен принадлежать накопительный компонент пенсионных выплат — работнику ли, работодателю, который отчисляет данный взнос, или же негосударственным пенсионным фондам, пока не решено.

Говоря о промахах пенсионной реформы восьмилетней давности, Юрий Воронин подчеркнул: "Одной из ошибок, допущенных в реформе 2002 года, было то, что частный по своей природе компонент, связанный с накопительным страхованием, в целях упрощения охвата населения был погружен в обязательное пенсионное страхование".

У накопительной системы и в России, и за рубежом сторонников и противников примерно поровну. Аргументы сторонников сводятся к тем тезисам, которыми оперировал Юрий Воронин. Противники указывают на то, что если брать 8 лет действия накопительного компонента в России, то уже сейчас те, кто получают распределительные пенсии, имеют в среднем на 150-200 руб. больше, нежели получали бы в настоящее время работающие россияне по накопительной системе. Причём с каждым годом, ввиду роста инфляции, этот разрыв будет расти. 

Самые свежие новости читайте на главной странице

Автор Владимир Шабанов
Владимир Шабанов — нештатный автор Правды. Ру
Обсудить