Здоровая конкуренция приходит на помощь ЖКХ

Совсем недавно Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) выяснил, какие проблемы больше всего волнуют российских граждан. По итогам опроса, больше всего россиян тревожат проблемы, связанные с ЖКХ. В общем-то, подобные данные нисколько не удивляют. Реформа ЖКХ, завышение цен на услуги, неопределенность - все это заставляет задуматься.

Еще с осени прошлого года по стране прокатилась волна возмущений граждан, а причиной тому стали завышенные счета за услуги, предоставляемые жилищно-коммунальными хозяйствами.

О реформе ЖКХ речь идет уже несколько лет, но решить в одночасье проблемы, которые копились десятилетиями просто невозможно. Однако попытки предпринимаются, и более того, имеются вполне грамотные предложения, основанные на современных реалиях.

В марте 2005 года вступил в силу новый Жилищный Кодекс РФ, где и были прописаны правила управления многоквартирными домами. Однако за восемь лет качество оказываемых услуг так и не улучшилось, а наоборот, россияне столкнулись с новыми сложностями.

Так, с сентября 2012 года, чтобы сделать систему платежей за коммунальные услуги более прозрачной, введен новый механизм оплаты. Теперь жителям многоквартирных домов в квитках раздельно указывают, сколько было потрачено ресурсов на личное потребление и сколько пошло на общедомовые нужды. И все бы ничего, если бы эти суммы не отличались в десятки раз. Собственно этот факт и вызвал волну возмущений.

Очевидно, что для того, чтобы история не повторялась, необходимо установить фиксированные цены, и чтобы за ними стояли не частные конторы (чья основная цель — пополнить собственный бюджет), а государство. Естественно и другое: любые изменения в части ЖКХ в первую очередь должны быть основаны на интересах общества.

Подобный опыт пытаются апробировать в Ульяновской области. Идею вернуть государство в ЖКХ предложил сам губернатор Сергей Морозов. Он предлагает сформировать государственное казенное предприятие "Областное коммунальное хозяйство" (ОКХ). По мнению регионального главы, ОКХ поможет не только создать реальную конкуренцию частным компаниям, но и заставит их более продуктивно и честно выполнять свои обязанности.

Как отметила в интервью корреспондентам "Правды.Ру" первый заместитель председателя комитета ГД по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Елена Николаева, в этом есть определенный позитивный смысл.

"Попытка создания муниципальных предприятий, которые занимаются управлением многоквартирными домами, а также являются интегрированными в оказание коммунальных услуг, на самом деле имеют право на существование, если только не являются попыткой замещения конкуренции и вытеснения действующих управляющих компаний. Если это попытка, как озвучил губернатор Морозов, развить конкуренцию, то мы считаем это достаточно позитивным моментом. Ведь основной упор в деятельности такого рода муниципальной компании, или областной компании, будет сосредоточен на управление тем жилым фондом, который не сильно воспринимается частными управляющими компаниями как интерес. Грубо говоря, в тех небольших населенных пунктах, где дома невысокой этажности с высокой степенью износа, и управление ими сопряжено с большими расходами. Мне понятна инициатива губернатора", — сказала Николаева.

"Основная цель деятельности предприятия — оказание услуг в сфере тепло- и водоснабжения, а также водоотведения, которые будут реализоваться по установленным государством ценам, — пояснил губернатор Ульяновской области Сергей Морозов. — Таким образом, мы хотим создать единую цепочку — от выработки коммунального ресурса до поставки его населению, по обоснованным, продуманным тарифам".

Отметим, в регионе разработана стратегия развития жилищно-коммунального комплекса до 2025 года, и создание ОКХ в нее входит. По мнению Морозова, данная областная компания позволит отрасли не только успешно развиваться, но и поможет привлечению частных инвестиций и инициатив, внедрению современных управленческих подходов, техническому перевооружению, и в том числе возвращению государства в систему управления отраслью,

В дальнейших планах по развитию ОКХ стать не только поставщиком коммунальных ресурсов, но и заняться координацией работы в жилом фонде муниципальных образований управляющих организаций, став учредителем.

Как отметил губернатор Ульяновской области, пришедшие в сферу управления многоквартирными жилыми домами частники в погоне за прибылью порой не думают об интересах собственников. " Они обманывают плохо разбирающихся в законодательстве граждан. Для нас же важно, чтобы у людей появился выбор: отдать управление своей собственностью в частные руки или в руки государства", -  сказал Морозов.

По мнению. Елены Николаевой, прежде всего это поможет решить вопросы с ценообразованием на общедомовые нужды.

"У нас появились общедомовые нужды, и с 1 июля введен предельный уровень на ОДН, и все, что превышает этот уровень — оплачивает управляющая организация…чему они не сильно рады. Но вопрос в другом, что деятельность муниципальной организации (по ульяновскому принципу) должна составить конкуренцию и указать определенный ориентир на жилищные услуги, а не на коммунальные. Ну, грубо говоря, дорого ли их УК берет за мытье полов в подъезде или за содержание жилого фонда", - отметила в интервью Елена Леонидовна.

Вообще, идея с созданием ОКХ поддерживается на федеральном уровне, но при условии, что частные компании, также будут занимать определенную нишу. "Мы не намерены вытеснять частный бизнес: хотим лишь дать жителям региона альтернативу в виде качественной, прозрачной, жестко контролируемой системы управления жильем", — заявил ульяновский губернатор.

На сегодняшний день на территории региона работает 126 управляющих организаций, ТСЖ, ЖСК. Девять из них находятся в собственности муниципалитетов, 117 — частные. Уровень износа объектов ЖКХ в Ульяновской области достигает 77 процентов, 164 дома признаны аварийными, 2852 — ветхими.

Существует три варианта, как областная власть может участвовать в управлении многоквартирными домами. Первое — создать муниципальные унитарные предприятия с назначаемыми директорами и полным контролем со стороны ОКХ. Второй вариант — частно-государственное партнерство, совместные предприятия органов исполнительной власти и частников, которые вложат свои средства и будут заниматься управлением под контролем представителей государства. Третий — "наблюдательный" вариант, когда в уставном капитале управляющей организации выкупается доля — например, 25 процентов, чтобы влиять на принятие решений.

 

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

15 января стало известно, что российское правительство начало разработку санкций в отношении некоторых функционеров Всемирного антидопингового агентства (WADA).

Как Россия покарает членов WADA за Олимпиаду-2018
Комментарии
Опубликованы три сценария "санкционного суперудара" по России
На полусогнутых: как Назарбаев стал другом Америки
В США объявили старьем секретное оружие России
Порошенко объявил Россию врагом навеки
Порошенко объявил Россию врагом навеки
В США объявили старьем секретное оружие России
Порошенко объявил Россию врагом навеки
Порошенко объявил Россию врагом навеки
В США объявили старьем секретное оружие России
Боевой резерв: что будет, если США тронут российские активы
Боевой резерв: что будет, если США тронут российские активы
Треть покупателей жилья меняют квартиры с целью переезда в другой район
На полусогнутых: как Назарбаев стал другом Америки
Урок для России: зачем едет к Трампу "кошечка" Назарбаев
На полусогнутых: как Назарбаев стал другом Америки
Порошенко объявил Россию врагом навеки
Удар под дых: румынские овцы атаковали американскую систему ПРО
Со скоростью торпеды: Россия опередила "быстрый удар" США
Опубликованы три сценария "санкционного суперудара" по России
Опубликованы три сценария "санкционного суперудара" по России
Анатолий Чубайс: от либеральной империи к "дайте регионам свободу"