Миссия выполнима? Анонимные мессионеры пытаются повернуть людей к Богу посредством наружной рекламы

Не так давно в Тольятти на оживленных магистралях один за другим стали появляться броские перетяги. Один напоминал, что Бог велит покаяться, другой — что Бог един, третий — что все мы одной крови... Горожане, привыкшие к массированным атакам коммерческой рекламы, были обескуражены. Потому что на этот раз кто-то публично заявил о приоритетах жизни внутренней. Заявил яркими желтыми буквами, написанными на черном фоне...

Те, кто успел пожить при советской власти, помнят непременный атрибут наших улиц — плакаты с розовощекими людьми, которых ведет в светлое будущее родная партия. Идеологией была пропитана не только общественная жизнь, но и весь быт. Партия воспитывала, благословляла на подвиги и изобретала правила, по которым живет настоящий строитель коммунизма. С тех пор все изменилось.

На место уличных плакатов с рекламой КПСС пришли щиты с рекламой пива, сигарет и колбасы. И хотя на многих они действуют раздражающе, люди привыкли отделять рекламу от своей реальной жизни и воспринимать ее как неизбежность. Другое дело — черные перетяги, на которых большими желтыми буквами написано о самом сокровенном.

Одни проходят мимо этих надписей, не испытывая особых эмоций, другие желают здоровья тем, кто их повесил, а третьи возмущаются, что кто-то посчитал возможным регламентировать их внутреннюю жизнь: нужно жить так, потому что так повелевает Бог.

Как бы то ни было, несомненно одно: в жизни нашего города происходит что-то новое. Это новое касается той сферы бытия, о которой не принято рассуждать в светских беседах. Но то, что написано на перетягах, волнует почти всех.

Поэтому мы решили разыскать людей, которые развешивают полотна с библейскими цитатами.

Миссионеры

Это оказалось не слишком сложно. Авторы необычной инициативы легко согласились пойти на контакт с журналистами, но просили не упоминать их имен. Мы, дескать, делаем это во славу Божью, а не ради собственного тщеславия.

Славящие Бога оказались тремя мужчинами, про которых принято говорить "в самом расцвете сил". Они представились как три друга-бизнесмена. Идея с перетягами пришла им в голову не случайно, а в полном, точнее, даже буквальном толковании библейского текста.

В одном из мест Второзакония говорится о заповедях, которые Бог дал людям:

"И навяжи их знак на руку твою и да будут они повязкою над глазами твоими".

Вот ребята и решили повязать прямо над глазами.

- Бог дал эти заповеди еще в Ветхом Завете, — рассказали они нашему корреспонденту. — Мы решили повесить такие перетяги, чтобы библейские истины были зримыми. Пока человек сам доберется до Библии.. А тут — едет и видит. Мы помогаем людям прочитать Библию. Тем более там говорится, что слово Божье в любом случае производит какую-то работу с человеком. Положительно тот реагирует или отрицательно, но работа происходит, потому что слово обладает энергией. Мы занимаемся бизнесом и отдаем в благодарность Богу часть своего заработка, десятину. Поэтому мы решили повесить плакаты.

Как стало понятно из нашего разговора, три друга решили организовать серию так называемой социальной рекламы с призывами чтить своих родителей, не прелюбодействовать и так далее. Сеять разумное, доброе, вечное их, как они говорят, зовет долг христианина:

- Мы хотим, чтобы Тольятти назывался христианским городом. Если с нами захотят сотрудничать православные, мы от всего сердца согласимся. Вся наша беда — будь мы христиане или мусульмане — в том, что мы не читаем Библию. У местных баптистов в церкви прямо на стене написано: "Ибо так Бог возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную". Это как уравнение, которое можно проанализировать и сделать вывод. Поэтому надписи на перетягах сделаны для того, чтобы люди тоже могли анализировать эти слова, будь они дома или на работе.

В Коране написано, что тот, кто не почитает Тору и Евангелие и делает различие между ними и Кораном, тот посланник дьявола. А ведь множество мусульман привыкли считать христиан неверными и даже бороться с ними. Если бы они читали Коран, такого бы не было.

Друзья признались, что мечтают повесить перетяги с цитатами из Корана. На них фраза на арабском будет сопровождаться русским переводом. Одна только беда: сложно найти типографию, которая взялась бы за такую работу... На наше замечание о том, что при таком подходе им придется очень много цитировать на всех языках мира (чтобы никого из верующих не обидеть), новые миссионеры ответили, что все мировые религии толкуют об одном: все мы братья и нам нужно любить друг друга.

Между тем многие горожане, звонившие в редакцию, признавались, что им не нравится такое активное вторжение в их внутреннюю жизнь. Они восприняли появление библейских цитат на городских улицах как навязывание определенного мировоззрения, пусть, на чей-то взгляд, даже самого верного и истинного. "Почему кто-то решил за меня, что мне нужно покаяться?! — возмущалась одна женщина. — Почему вообще кто-то взял на себя миссию решать, какой образ жизни правильный, а какой нет? Мне кажется, Христос этого ни за кого не решал".

"Миссионерство — это добровольное просвещение"

Мы решили узнать, что думает об этой ситуации православный священник отец Димитрий Лескин, который, будучи директором Православной классической гимназии, как никто другой понимает особенности христианского воспитания.

- Судя по используемым методам и принципам, которые высказывают организаторы акции, перетяги вывешивают люди, близкие к одному из позднепротестантских течений, то есть баптизму, пятидесятничеству и т. п., — начал отец Димитрий.

Корр.: Но ребята говорили как раз о том, что не хотят носить на себе ярлыков протестантов, православных или каких-то других. Главное для них — то, что написано в Библии...
О. Димитрий: Вот это-то и отличает представителей новых религиозных течений. Они утверждают, что не являются ни православными, ни католиками, ни лютеранами, а просто христианами. Но это не так. Церковь всегда говорила, что Библию читать нужно обязательно. Но при этом существует две области Божественного Откровения: Священное Писание — Библия и Священное Предание — история Церкви на протяжении двух тысяч лет, весь накопленный за это время опыт христианской жизни. Ведь многое передавалось изустно, шло через различные формы духовной культуры.

Так вот, протестанты с самого начала исповедывали индивидуалистский принцип, не согласованный с Преданием. Поэтому они считают, что для чтения Священного Писания посредники не нужны, что каждый читает так, как Бог на душу положит. В результате только крупных протестантских формирований возникло около ста, а мелких — больше тысячи...

Корр.: Известно, что Православие тоже распространялось не только через церкви, но и через проповедников, миссионеров, которые учили людей понимать Слово Божье. Может быть, эти люди — миссионеры своего времени? В соответствии со своими возможностями они развешивают перетяги...
О. Димитрий: Миссионерство — это просвещение, но просвещение добровольное, не навязанное. Развешивание перетягов по методу напоминает поведение тоталитарной организации "Свидетели Иеговы", которые стучатся в двери и предлагают поговорить о Боге. Поэтому важно различать миссионерство и прозелитизм, то есть навязывание веры. Вы можете сказать, что повсюду видны церковные купола и кресты, что тоже некоторыми воспринимается как навязывание. Я отвечу, что это двухтысячелетняя традиция. Храм — это дом Божий, о нем говорится на каждой странице Библии.

Корр.: Некоторые горожане признавались нам, что испытывают чувство протеста при взгляде на подобные цитаты.
О. Димитрий: Это понятно, особенно в нашем "расхристанном" обществе. Многим может показаться, что так попирается принцип свободы, происходит некое навязывание. Если бы за такими цитатами, как, например, "возлюби ближнего своего", следовал призыв помочь детскому дому или дому престарелых — это имело бы другое воздействие.

Корр.: В разговоре с нами те, кто решил повесить перетяги, признались, что с готовностью сотрудничали бы и с Православной Церковью. Как вы на это смотрите?
О. Димитрий: Прежде всего необходимо познакомиться. Всякое по-настоящему доброе намерение дорого для Церкви.

Оксана Чудная, "Тольяттинское обозрение"
Фото Михаила Сучкова

Автор Инна Новикова
Инна Новикова - с 2000 года - генеральный директор, главный редактор интернет-медиахолдинга "Правда.Ру". *
Обсудить