"Бедные овечки" или "дойные коровы"?

Интерес чиновников к летним кафе трудно назвать здоровым
«Бизнес на организации летних кафе вышел из стадии хаоса и стал гораздо цивилизованнее», — считает главный специалист управления развития потребительского рынка администрации Перми Николай Леденцов. Однако некоторые владельцы этих самых кафе не вполне согласны с таким утверждением и считают, что ситуация нынешнего года мало чем отличается от прошлых лет. Как водится, основные претензии у предпринимателей — к требованиям чиновников.

Бизнес на летних кафе появился в Перми лет пять назад. Через некоторое время местные власти решили, что все должно быть упорядоченно, и в марте 1998 года процесс оказался под контролем мэрии: вышло постановление главы Перми «Об упорядочении и размещении объектов мелкой розничной торговли», включавшее в себя требования к летним кафе, а также ларькам, торгующим цветами и мороженым...

С того времени постановление несколько раз редактировалось, требования к процедуре открытия кафе изменялись, но в целом схема повторяется каждый год. До конца декабря в администрацию района подаются заявки предпринимателей, где они систематизируются. На их основе составляется так называемая дислокация, в которой указывается, где какая торговая точка будет расположена. После прохождения конкурса лист «претендентов от района» подается в администрацию Перми на утверждение. И уже получившие принципиальное «да» от администрации отправляются за согласованием в различные инстанции.

По словам бизнесменов, открытие летнего кафе всегда было делом затратным. Так, еще в первые годы появления таких заведений требовалось предъявить в мэрию письменное согласие от расположенных рядом учреждений (библиотеки, детские сады и т. п.). А работавшие в прошлом году предприниматели рассказывают об еще одной затратной статье в своем бюджете: районные власти могли выбирать предпринимателей на основе закрытого конкурса, одним из условий которого было написание гарантийного письма, согласно которому частный предприниматель в случае прохождения конкурса обязывался внести определенную сумму в фонд развития района.

В апреле нынешнего года мэрией совместно с Ассоциацией кулинаров Перми впервые был организован семинар, посвященный требованиям к летним кафе. На нем, в частности, было отмечено, что этот бизнес очень вырос за последние три года. Улучшился уровень сервиса и работы, больше внимания стало уделяться качественному оборудованию и интерьеру. Возможно, этому способствует то, что количество предоставляемых мест из года в год примерно одинаковое, и многие работают не первый раз на уже «обжитых» местах и, соответственно, больше внимания уделяют оборудованию и обслуживанию. Те же, кто просто хотел «стричь капусту», ушли из этого бизнеса.

Положительным моментом, по словам организаторов семинара, является и то, что из списка предварительного согласования исключен комитет по архитектуре, так как «это ведомство предъявляло высокие требования к архитектурной составляющей кафе, чем значительно замедляло процесс согласования». Кстати, в прошлом году желающим открыть летнее кафе приходилось проходить как минимум шесть ведомств (СЭС, районный отдел по благоустройству, городской торговый отдел, комитет по архитектуре, «электриков» и «пожарников»).

Казалось бы, все прекрасно: за несколько лет процесс согласования перестал напоминать присказку «пойди туда, не знаю куда...», из листа согласований убрали «лишнее». Однако, по мнению предпринимателей, сокращение листа согласования не стало панацеей.

Во–первых, даже у «урезанного» количества инстанций требования большие. Чего только стоит одно правило удаленности кафе «не менее, чем на 100 метров от входа детских, учебно–профилактических и культурных учреждений». Услышав это во время семинара от представителя санэпидслужбы, глава одного из районов Перми даже воскликнул: «Так уже сейчас летние кафе можно начать закрывать. Это же практически невыполнимое требование!».

Во–вторых, требования, предъявляемые некоторыми ведомствами, не только трудноосуществимы, но и весьма объемны. Так, некоторые предприниматели стали работать по субаренде (т. е. арендовать землю под торговую точку не собственно у города, а у организации, снявшей эту территорию). Такая работа предполагает, что необходимые документы будет согласовывать «первый» арендатор, а не владелец летнего кафе, но даже в этом случае некоторые действия приходится вести самостоятельно, и тут–то возникают проблемы. Например, для установки кассового аппарата приходится «побегать» по нескольким разным организациям: в одной касса покупается, и на нее устанавливается логотип, в другом она регистрируется, для третьей инстанции нужно собрать два пакета документов...

Но главное, чего страшатся предприниматели, это традиционные майские проверки различных инстанций. Они убеждены: будут проверки — будут и штрафы, поскольку все требования учесть невозможно.

Состоявшийся накануне нового летнего сезона семинар, хотя и был хорошей инициативой, тем не менее не смог осветить все вопросы и оказался «каплей в море». «Вот если бы власти издали брошюру с перечнем требований, как для юридических лиц, мы бы обязательно купили ее — лучше разово потратить деньги, чем потом расплачиваться за ошибки. А то иногда даже и не знаем, что нарушили что–то, любой проверяющий может запросто прийти и сказать: «Это у вас не соответствует требованиям ГОСТа». И знаешь ты или не знаешь это требование, придется платить, если хочешь работать», — говорят предприниматели.

А еще они очень деликатно намекают на традиционный для России способ избежать штрафов: «Практика показывает, что время на различные согласования можно сократить. Например, вместо 10 дней на установку кассы можно уложиться в 20 минут...».

Пока же создается впечатление, что при появлении каждого нового частного предприятия к нему возникает не только законный интерес со стороны налоговой инспекции, но и оживленное внимание со стороны других ведомств. По словам одного из «новичков» на этом рынке, его затраты (всех видов) при открытии летнего кафе обошлись ему в шестизначную сумму.

Конечно, не стоит думать, что предприниматели — «бедные овечки», работающие себе в убыток. Так, ставившие заветный шатер в прошлом году, признаются, что вложенные 100 руб. могут обеспечить отдачу в 350–400 руб., в день можно заработать до 11–12 тыс. руб. (а в дни массовых гуляний и до 50 тыс. руб.). Но это — при условии выгодного местоположения, большой посещаемости и ласковой уральской погоды.

Как бы то ни было, приближается конец мая, а с ним и проверки различных инстанций. Ожидая их, предприниматели содрогаются: не являясь «бедными овечками», они тем не менее не хотят становиться «дойными коровами».

Таисия ХАВРОВА, "Новый Компаньон" (Пермь)

Автор Алексей Корнеев
Алексей Корнеев — журналист, корреспондент информационной службы Правды.Ру
Обсудить