Работа у нас такая...

Добрый клинический случай: Пенсионерки "высасывают" врачей
— В двери мне стучали, а я не слышала. Совсем глухая была. Старость, наверно... — вспоминает сейчас кудымкарская 80-летняя пенсионерка Зоя Трошева. В том, что это не старость, ее убедили врачи.

— Обращалась я в городскую поликлинику, там мне назначали прогревание, но слух не восстановился, — говорит теперь Зоя Федоровна. — Там мне девушка какая-то сказала: мол, все, бабуля, старая ты стала. Это от старости. А мне так хотелось, чтобы хоть чуть-чуть слышать. Чтобы хоть когда в двери стучат, услышать. Обратилась в окружную больницу. Меня — на койку. Стали лечить. Помню, врач говорил: "Если бы вы раньше обратились, то можно было бы полностью слух восстановить, а сейчас у вас уже все сильно запущено..."

Врачом, который осматривал в окружной больнице пенсионерку, оказался заведующий лоротделением окружной больницы Александр Климов.

Сам он Зою Федоровну уже не помнит. У него за день по тридцать человек бывает на приеме. Откуда же всех упомнить? Зато пенсионерка его сейчас долго будет помнить. Слух хоть и не полностью, но восстановился. И теперь, когда в двери стучат, она слышит.

Александр Климов относится к работе, как сам говорит, как все доктора.

— От врачей и медработников требуются не только профессионализм, но и умение соблюдать нормы общения с пациентами, — говорит доктор. — В течение рабочего дня приходится общаться с большим числом людей, многие из которых обращаются к врачу первый раз. Очень важно, чтобы это первое знакомство, на которое отводится минимум времени, располагало к доверию и взаимопониманию. Это требует от любого врача помимо профессиональных навыков еще и навыки психотерапевтические.

Любой врач — прежде всего психотерапевт, поскольку у больных людей всегда нарушается психика. Бывают эмоциональные люди — с ними работать сложно. Они уходят в свои болезни, как говорится, "с головой", и им прежде всего нужна помощь психотерапевта.

Бывает так, что приходит человек, жалуется-жалуется, а в итоге сам не знает, что его беспокоит. Скажешь ему: "Все, можете идти, вы здоровы!", и он через полгода приходит и говорит, что он действительно здоров. Вот пример очень эмоциональных людей. Все врачи должны быть хорошими психологами, чтобы с первого взгляда определить, какая проблема у человека. Или у него действительно что-то болит, или это чисто неврологическое. Играет свою роль и опыт работы. Или это молодой врач, который только что "с учебной скамьи", или профессионал. Врач должен из множества предъявленных больным жалоб определить главную, чтобы правильно поставить диагноз.

В уважительной, доброжелательной форме врач должен помочь больному разобраться в сущности происходящих в его организме патологических процессов. То есть не чисто механически принимать больных, а разъяснять им: что на самом деле у них болит.

Особое требование предъявляется к персоналу, работающему с детьми. Очень важно установить контакт с ребенком, при этом щадить их психику, то есть разъяснять необходимость проводимых процедур. Если атмосфера позволяет, можно пошутить. Вообще юмор очень помогает. Но шутить можно не со всеми пациентами. Кто-то может это просто не понять.

— Бабушкам, особенно одиноким, не хватает общения. — говорит Александр Климов. — Некоторые приходят просто поговорить. Вот они поговорят с тобой на приеме, высосут всю энергию и уходят счастливые. А тебе после такого рабочего дня необходим сон, хоть полчаса. Поспал — восстановился.

А что делать — работа врача такая...

Владимир ЯНОВСКИЙ, "Парма-Новости" (Кудымкар)

Автор Алексей Корнеев
Алексей Корнеев — журналист, корреспондент информационной службы Правды.Ру
Обсудить