Жизнь в России: Трагедии становятся традицией

В этой комнатке общежития Водоканала уже "отметились" начальники всех мастей — из райадминистрации, ЖЭУ, социальных и прочих служб. Сочувствовали, обещали помощь, извинялись. Деньги выделили на похороны... Как только они в глаза осиротевшей девочке и вдовцу смотрели? Ведь молодая женщина погибла нелепо, но не случайно!

Трагедия произошла в субботу незадолго до полудня. Две сестры пошли за покупками. Перед "сталинкой" на Ершова — бывшим "кмизовским" домом — одна (как чувствовала!) потянула другую за рукав: "Не пойдем под самыми карнизами, обойдем: мало ли что..." А та возразила: "Зачем? Здесь сухо, чисто, а в обход — по грязи". И шагнула навстречу смерти. Так описывает происшедшее невестка погибшей.

У 32-летней женщины жизнь была нелегкой: из-за безденежья подрабатывала уборщицей в Водоканале, была опорой не только 12-летней дочке, но и мужу-инвалиду. Схоронили вчера "надежду и опору" в родных Кайбицах, на сельском погосте. Оплакали.

"Жилищная реформа" обернулась в "кмизовском" доме наспех обновленной и уже облетевшей (года не прошло после "капремонта" фасада!) штукатуркой и как бы семейным подрядом. "Как бы" - потому что дом супруги Стекольщиковы обслуживают не как предприниматели, а как наемные рабочие. По их словам, в Жилсервисе Вахитовского района им просто выделили несколько ставок — дворника, уборщицы, слесаря — с мизерной зарплатой, которая всегда запаздывает. Как им платят, так они и работают: жильцы дома от "подряда" не в восторге.

Но в данном трагическом случае вины Стекольщиковых нет. Не отвечают они за кровлю и снег на ней. Напротив, если бы полезли туда, оказались бы нарушителями должностных инструкций и техники безопасности: нет у них ни квалификации, ни допуска к верхолазным работам. Но квалифицированные рабочие, по словам Юрия и Раи Стекольщиковых, на крыше побывали:

— В четверг специальная бригада сбрасывала снег. Но до самого карниза они не добрались — может, не смогли, может, решили, что не нужно. Там снег и скопился. Утром в субботу мы с мужем вычистили тротуар перед фасадами магазинов "Идеал", "Медтехника". Ушли, а тут из ЖЭУ звонят, вызывают на ЧП... Крышу-то солнышко разогрело — лед и "поехал"...

— А почему не оградили опасные участки? — задаю вопрос. — Неужели ни мастера, ни инженеры ЖЭУ не давали указания?

— А снизу снег на карнизе же не видно! Раньше тут был заборчик, чтобы народ в опасном месте не ходил, так его сняли — мешал, говорят, подъезжать "вышке" и сбивать сосульки.

Спросить о технике безопасности, об ответственности и об ограждении, которое — любой "зеленый" выпускник строительного факультета знает — должно выставляться на таких участках, хотели мы в ЖЭУ и в Жилсервисе. Но весь понедельник руководство совещалось. А барышня на каблучках, важно процокав по сияющему евроремонтом коридору Вахитовского Жилсервиса, пристыдила нас: "В такое время интервью брать бестактно!".

А что тактично? Рассуждать, как это делает заместитель главы администрации Вахитовского района Эрнст Мавлютов?

— Мы переживаем... — вздыхает он. — Мы помним, как три года назад погибла от сосульки девушка на Пушкина, 15. Будем думать, решать, искать ответственных вместе с прокуратурой... Комиссию создали...

За смерть девушки, по мнению Мавлютова, жилищники понесли суровую ответственность — мастер и начальник ЖЭУ получили условные сроки. Очень тактичное наказание. Будь оно побестактнее, другим должностным лицам было бы, может, и неповадно плевать на технику безопасности! А значит, не пришлось бы нынче оплакивать очередную жертву.

Инна СЕРОВА, "Вечерняя Казань"

Обсудить