Сибирская язва. Как сделать из нее средство массового поражения?

В 25 метрах от зараженных скотомогильников осуществляется распашка земель под огороды
При наличии соответствующих погодных условий 50 килограммов сибиреязвенных спор, распыленных с самолета, могут покрыть территорию в 20 квадратных километров, при этом (благодаря маленьким размерам спор) будут поражены все жители независимо от того, находятся ли они в помещении или на улице. По оценкам специалистов, достаточно лишь 100 килограммов спор для того чтобы биотеррористы смогли убить до 3 млн человек. Иллюстрацией опасности сибирской язвы может послужить один из случаев массового заражения, который имел место в России в 1979 году, в одной из бактериологических лабораторий, где после случайного распыления были заражены 79 человек, 68 из которых погибли.

Впрочем, данная статистика вряд ли повергнет исконно русского человека в панический страх, ибо привыкли мы сваливать все на авось, тем паче давно это было, и где-то там: А между тем, по сведениям Главного управления ветеринарии УР, на территории республики числится 608 скотомогильников и биотермических ям. 276 из них — сибиреязвенные захоронения.

Причем, подчеркиваем, с установленным местонахождением, но существуют еще скотомогильники и с неустановленным местонахождением, число их приравнивается к 158, т.е., по словам заместителя прокурора Удмуртской природоохранной межрайонной прокуратуры Вадима Походина, трупы зараженных животных просто закапывались где-нибудь в лесу или в поле, без соблюдения каких-либо правил утилизации. Хотя достоверно известно, например, что споры сибиреязвенной бациллы чрезвычайно устойчивы к воздействию внешних факторов (сохраняют активность при кипячении в течение 1 часа) и, в частности, в почве могут сохраняться до 200, а то и более, лет. Однако сами по себе эти факты бесконтрольных захоронений перестают удивлять, если ближе ознакомиться с результатами прокурорских проверок.

Удмуртская природоохранная межрайонная прокуратура совместно со специалистами Главного управления ветеринарии УР решили исследовать сибиреязвенные захоронения, расположенные на территории Каракулинского, Сарапульского, Можгинского, Шарканского и Завьяловского районов республики. Оказалось, что почти все скотомогильники эксплуатируются с нарушением санитарных норм. Кроме того, главы администраций районов, на которых расположены захоронения, а порой и сами ветеринары, представляющие, кстати, государственные контролирующие органы, к этой проблеме относятся весьма халатно, а порой даже не знают ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов.

Как оказалось, утверждаются эти правила главным государственным ветеринарным инспектором РФ и в соответствии с ними органы местной администрации по представлению Госветслужбы, согласно с местным центром санэпиднадзора, проводят отвод земельного участка под скотомогильник. Территория его огораживается забором. С внутренней стороны забора по всему периметру выкапывается траншея с устройством вала из грунта. Размер санитарно-защитной зоны от скотомогильника до животноводческих ферм не должен быть менее 1000 метров. Приняв во внимание все вышесказанное, пора, наверное, ставить вопрос, в каком же состоянии непосредственно находятся сибиреязвенные захоронения обозначенных районов?

По сведениям, полученным от Вадима Походина, в Каракулинском районе с точным местонахождением зарегистрировано 12 сибиреязвенных захоронений. Установлено, что все они эксплуатируются с нарушением вышеуказанных правил: отводов земельных участков под скотомогильники нет. Ограждения и траншеи с устройством вала отсутствуют.

По объяснению главного госветврача района Котельникова И.Н., ограждения из досок были установлены на всех сибиреязвенных захоронениях, но в 1996 году разобраны жителями близлежащих деревень на хозяйственные нужды.

В Сарапульском районе зарегистрировано 27 захоронений. Как и в первом случае, правилами их эксплуатации халатно пренебрегают. Ограждения и обвалка на всех захоронениях тоже отсутствуют, земельных отводов не имеется. Примечателен факт, что в непосредственной близости от захоронения расположены два садоводческих кооператива, и на момент проверки, по информации природоохранной прокуратуры, в 25 метрах от захоронения осуществлялась распашка земель под огородные культуры!

Из 21 сибиреязвенного захоронения Завьяловского района точное местонахождение установлено только у одного, расположенного в 1,5 км от с. Подшивалово. Правда, захоронение огорожено и даже имеет предупредительный аншлаг: "Осторожно, сибирская язва", имеется паспорт и картограмма. Однако специального отвода под земельный участок нет.

Аналогичная ситуация и на двух сибиреязвенных захоронениях Шарканского и Можгинского районов. В связи с этим главам администраций, а также руководителям хозяйств, на территории которых находятся сибиреязвенные могильники, даны не только предписания, но наложены и административные взыскания.

Но, на мой взгляд, все эти меры бесполезны и будут бесполезны до тех пор, пока мы сами не научимся беречь свое здоровье и вместе с тем здоровье нации, а также пока не перестанем надеяться на беспечное "авось". Высаживать огородные культуры в 25 метрах от потенциального источника заражения выглядит, согласитесь, более или менее, чем странно.

Так как же попадает этот опасный возбудитель в организм человека и в чем заключается его опасность? Как правило, заражение происходит при контакте с инфицированнымматериалом: шкурами, кожей, мясом или животными. Инкубационный период сибиреязвенной бациллы всего 2-3 дня. При кожной форме в месте поражения возникает красное пятно, отмечается зуд и жжение, затем на этом месте образуется пузырек с кровянистой жидкостью, который нагнаивается и разрушается, образуя язву. При легочной форме споры бациллы попадают с зараженной пылью, костной мукой в легкие и кровь, что приводит к тяжелому токсическому сепсису.

Заболевание сопровождается слабостью, головной болью, лихорадкой. Смерть наступает у 90% инфицированных, в течение 2-3 дней. Лечение сибирской язвы возможно, однако оно должно быть незамедлительным и начинаться еще до развития симптомов. Учитывая крайне маленький инкубационный период и нетипичность картины развития симптомов (симптомы ОРЗ при легочной форме, понос — при кишечной), лечение очень часто оказывается запоздавшим, что определяет, в свою очередь, летальность, достигающую 90% при легочной форме. При кишечной форме этот показатель составляет 25-60%.

В свете последних дней, когда эпидемия атипичной пневмонии захлестнула страны Азии и Америки, смотря новостные программы, мы невольно ожидаем угрозу откуда-то издалека, тогда как вот она, не менее серьезная опасность, рядом, на своей земле, зреет-вызревает, ждет своего часа и, думаю, дождется. Вот только б люди не одумались.

Сергей Бабинцев, "АиФ — Удмуртия"

Автор Алексей Корнеев
Алексей Корнеев — журналист, корреспондент информационной службы Правды.Ру
Обсудить