Папа-юрист защищает сына от Минобраза

Когда-нибудь это должно было случиться, вот оно и случилось — так комментируют этот прецедент в Министерстве образования РТ. Специалисты министерства считают, что папа-бунтарь явно почуял, куда дуют нынче политические ветры, и грамотно выбрал момент...

Итак, что же такое страшное случилось на ниве татарстанского образования? Кто нарушил его размеренный покой? Отвечаем: отец одного казанского школьника (фамилию которого не называем). Будучи профессиональным юристом, этот господин профессионально составил исковое заявление да и подал в суд на Минобраз РТ. Суть иска в том, что татарский язык в школах республики изучается в слишком больших, неоправданных объемах. И именно местный минобраз, как выяснил отец-истец, эти объемы установил.

Вчера в Вахитовском райсуде во второй раз отложили слушание по данному делу, потому что ответчик в суд не явился. По уважительной причине. Истец, впрочем, тоже в суд не пришел. Изложив свои аргументы в иске, он не хочет присутствовать лично при рассмотрении дела. А дело тем временем взяла под контроль Вахитовская прокуратура — слишком уж оно неординарное, можно даже сказать, политическое...

Замечу, что доблестные представители суда и прокуратуры находятся сейчас в некотором замешательстве. Все-таки судебные тяжбы на образовательном поприще идут не каждый день, так что все эти школьные учебные планы с их количеством часов для служителей Фемиды — стезя новая и абсолютно неизведанная. Но ничего, когда та и другая стороны представят все документы и доказательства, закон обязательно восторжествует, обещают в суде.

Однако пора перейти к сути вопроса. В иске отец-юрист заявляет, что выступает в защиту прав и интересов своего несовершеннолетнего сына. Родитель считает, что обязательное изучение татарского языка и литературы в объемах русского языка и литературы во всех школах РТ нарушает законные права и интересы его ребенка. Руководствуясь статьями Конституции РФ и федерального Закона «Об образовании», он просит признать недействительным базисный учебный план общеобразовательных учреждений РТ в части обязательного изучения татарского языка в сегодняшних объемах. Аргументы истец приводит следующие...

Существуют федеральные образовательные стандарты, в которых четко прописано, какие предметы и в каких объемах должны изучаться во всех школах страны. В учебных планах предусмотрена также и свободная, вариативная часть. Эти часы в плане — для того, чтобы школьник сам мог выбрать предмет «по интересу» для более глубокого изучения: иняз, математику и пр. В Татарстане же вариативные часы отданы под обязательное изучение татарского языка. Но кто сказал, что ребенок хочет изучать именно этот предмет? Почему детей в РТ лишили законного права выбора? А ведь больше часов школам взять неоткуда — существуют еще и санитарные нормы нагрузки на детей.

Переводиться в другую школу бесполезно — везде одно и то же. Но как же тогда равенство прав и свобод граждан, свободный выбор языка общения, воспитания и обучения, закрепленные Конституцией России и федеральным законодательством об образовании? Ведь изучение татарского языка у нас вовсе не право, а обязанность. А как быть детям, которые приезжают в Татарстан из других регионов и которые просто не в состоянии освоить в средних и старших классах программу татарского языка? До этого-то они его не изучали!

Заявитель не возражает, что, используя национальный компонент в образовании, Республика Татарстан должна содействовать развитию и изучению татарской культуры и языка. Конечно, нужно обеспечить всем желающим право изучать татарский язык, но это не должно быть обязанностью! Права одних не должны нарушать прав других!

Кроме того, считает истец, изучение татарского языка в нынешних объемах не оправданно ни с научной, ни с практической точки зрения. Мол, не секрет, что реальная потребность в знании татарского языка не так уж велика. Как прикладные средства общения избираются больше русский, а теперь и английский языки. Значит, дорогие учебные часы в школах используются на изучение того, что детям почти не пригодится в жизни?

...Разумеется, у минобраза тоже имеются аргументы на сей счет. По словам специалистов, базисный учебный план общеобразовательных учреждений РТ составлен в соответствии с федеральными и местными законами и даже в соответствии с приказом российского Минобраза трехлетней давности, на который ссылается истец. Вот только истец, видимо, не до конца изучил этот приказ, а в Министерстве образования РТ изучили его полностью... И в свое время при составлении базисного учебного плана для татарстанских школ (его филологической части) решили опереться на вариант для школ, где русский язык для детей... неродной. Только и всего-то. Ведь, как сказали мне в минобразе, таких школ у нас в республике — большинство, потому что татар у нас больше, чем русских...

Ну а что же тогда русским-то делать? А также представителям других национальностей, которые считают русский язык родным? Где им искать школу для своих детей? Да-а, похоже, для папы-юриста открылись новые горизонты.

Ольга Мачнева

«Вечерняя Казань»

Обсудить