У водочного бизнеса по криминализированности появился серьезный конкурент

Как сообщил подполковник налоговой полиции Юрий Козлов, в 2000 году управлениями Приволжского федерального округа возбуждено 150 уголовных дел в сфере лесной промышленности. В настоящий момент для нижегородского криминалитета особо привлекательным наряду с водочным стал лесной бизнес. Операция, проведенная недавно сотрудниками налоговой полиции округа, носила название «Лес».

Лесной бизнес, по словам Юрия Козлова, стал привлекателен для предпринимателей своей «высокой оборачиваемостью средств, возможностью получения значительных доходов, в основном за счет экспорта древесины ценных пород». Вместе с тем, как подчеркнул Юрий Козлов, эта сфера деятельности стала одной из наиболее криминализированных, о чем свидетельствует несоответствие объемов заготовленной и вывезенной из страны деловой древесины.

В 1999 году при объеме заготовки 69,8 миллионов куб.м древесины вывоз заготовленной древесины составил 87,7 миллионов куб.м, т.е. на 17,9 миллионов куб.м больше. «Это свидетельствует о значительных объемах незаконной заготовки древесины на территории России», — пояснил Юрий Козлов.

При этом, общий объем перевозок лесных грузов составил около 49,6 миллионов куб.м, т.е. около 60 процентов общего количества вывезенной древесины. «Понятно, что это происходит по причине сокрытия объемов при учете транспортными организациями оказанных услуг по перевозке лесных грузов. Сответственно, речь идет об уклонении их от налогообложения», — сообщил подполковник налоговой полиции Козлов. По данным нижегородских налоговиков, доля посредников в лесном бизнесе составляет 75 процентов.

Руководство Управления федеральной службы налоговой полиции (УФСНП) по Нижегородской области заявляет, что в регионе идет бурное развитие «черного рынка» лесопродукции. Масштабы незаконной вырубки древесины, по их мнению, в ближайшем будущем могут быть сопоставимы с легальным объемом добычи древесины. Участниками последнего в основном являются частные лица, не состоящие на налоговом учете, а также крестьянские хозяйства и некоторые предприятия. Расчеты осуществляются наличными средствами.

По словам руководства налоговой полиции области, руководители преступных группировок в качестве прикрытия используют так называемые «рубки ухода», при которых должны оставаться лучшие деревья.

Оформляя лесобилет (т.е право вырубки) на «рубку ухода» без предварительной оплаты стоимости древесины на корню, предприятия-нарушители практически производят рубки главного пользования, т.е. производят обычную лесозаготовку, вырубая бесконтрольно и даром лучший лес.

Все операции проводятся при содействии специалистов лесхозов и лесничеств, в ведении которых находятся лесобилеты.

Но это еще не вся цепочка нового криминального бизнеса. По словам Юрия Козлова, занижение качества отправляемой на экспорт древесины, завышение объемов леса относительно объемов, указанных в таможенных декларациях, производится по заказу иностранных партнеров. Необработанный лес дорабатывается в иностранных портах, при этом очень низок уровень маркетингового сопровождения, отсутствует сортировка и маркировка леса. Все это несет российским экспортерам потери в десятки миллионов долларов США, подчеркнул подполковник нижегородской налоговой полиции Юрий Козлов.

Автор Петр Ермилин
Петр Ермилин — журналист, редактор "Правды.Ру"
Обсудить