Кто будет завтра учить детей?

25 октября российское правительство сдвинуло-таки с мертвой точки реформу образования, разговоры о которой уже навязли в зубах. Отныне споры можно считать оконченными и бесполезными. Решения приняты, сроки установлены: единый экзамен введут в 2004 году, двенадцатилетку — в 2007-м. Размышления казанского учителя, которые мы публикуем ниже, показались нам очень актуальными накануне больших перемен в образовании.

В пылу полемики о необходимости школьной реформы из поля зрения спорщиков почему-то ушел главный вопрос, без решения которого все прочие теряют всякий смысл. А кто будет осуществлять эти благородные преобразования в школе? Попросту говоря, кто будет завтра учить детей? Вопрос этот уже сегодня «стоит ребром», а завтра он грозит превратиться в проблему для каждой (!) семьи, где есть дети школьного возраста...

600 потенциальных педагогов вышли из стен старейшего в Поволжье Казанского педуниверситета. Почему потенциальных? Потому что до конечного пункта назначения — школы абсолютное большинство дипломированных учителей не дошло. Где вы, молодые коллеги, ау?! Нет ответа... Разумеется, основная причина горькой ситуации — в нищенской зарплате учителя, особенного молодого. Повинны также мелочная опека со стороны курирующих школу органов, бесконечное составление никому не нужных планов и отчетов (какая уж тут творческая работа с детьми?). Много и других причин.

Но... О нелегком учительском труде давно все знают. А конкурс в педагогические вузы с годами не уменьшается, а растет. И в этих вузах усиленно изучают методику преподавания, возрастную педагогику и психологию. Ведь предполагается априори, что в педвузы поступают люди, решившие посвятить себя обучению и воспитанию подрастающего поколения. Только ведь это не так! Получается, педвузы работают вхолостую? Вхолостую работают аудитории и кафедры, впустую расходуются государственные деньги на обучение студентов, которые пойдут потом работать в коммерческие фирмы или еще куда-то...

В казанских школах не хватает сейчас сотен учителей по разным предметам! Школы держатся на пенсионерах-энтузиастах и учителях, чей возраст «выше среднего». А директора школ уже в течение ряда лет слезно просят вузы (уже не только педагогический) о «прикреплении» старшекурсников для преподавания иностранного, математики и пр. Тут уж не до качества преподавания.

Как выходить из этой ситуации? Разумеется, нужно повышать зарплату учителям. Но с педвузами тоже надо что-то делать. Считаю, что необходимо ввести тесты на профпригодность будущего специалиста при поступлении в педагогический вуз. Это хотя бы выявит откровенно «случайных» абитуриентов, тех, которые заранее уверены в том, что они никогда не будут работать с детьми. Так зачем учить их «на учителя» за счет государства?

Во-вторых, в уставы педвузов нужно внести поправку, которая гласила бы, что диплом с записью «Учитель» может быть выдан выпускнику лишь по истечении 1-2 лет работы-стажировки в школе! Ведь для врачей же существует интернатура.

Думаю, со мной будет солидарно большинство педагогов-практиков. И хотелось бы, чтоб изложенное нашло понимание и отклик у тех, кто стоит у руля системы образования.

Роман Гузенфельд

«Вечерняя Казань»