Нам, татарам, Все равно...

Современные наследники Казанского ханства попросили Путина отменить празднование победы на Куликовом поле. А был ли повод?

В сущности, понять татар можно. Достаточно перелистать школьный учебник. Его авторы пишут, что в XIII веке Орда вторглась на русскую землю, неся с собой одни бедствия. Позже, впрочем, выясняется, что и под игом русские развивают ремесла и налаживают вертикаль власти. Князь Дмитрий Иванович (Донской), узнав, что на него движется Мамай, что твой Путин рассылает гонцов поднимать регионы на смертный бой.

Битва была намечена на 21 сентября 1380 года. Дмитрий Донской уповал не только на свою решительность, но главное, на моральное превосходство, как бы сегодня сказали, на высокий рейтинг.

Правда, авторы учебников забыли упомянуть, что в этой попытке сбросить иго, честь Отчизны отстаивали в основном москвичи, да примкнувшие к ним отдельные княжества. Большинство же региональных лидеров участия в битве не приняли, — не было там воинов ни Тверской, ни Смоленской, ни Нижегородской земель. А рязанский князь Олег вообще перешел на сторону Мамая.

Так что победу на Куликовом поле логичнее было бы провозгласить праздником независимости Москвы от Казани. А почему бы и нет? Каждому свой суверенитет.

Впрочем, вполне возможно, что и день независимости Москвы от регионов у нас нет повода отмечать. Все больше знатоков склоняется к мысли, что никакой битвы и не было. Не расстраивайтесь, дорогие наши тоцовцы: факт Куликовской битвы не доказан научно. Победа описана, в сущности, только в художественной литературе. Прогрессивные деятели склонны считать, что никаких татар Дмитрий Донской на Куликовом поле не громил и что в битве погиб единственный человек — тысяцкий Иван Вельяминов (он же Мамай).

А получилось вот что. Дмитрий Иванович решил должность тысяцкого (приравнивался к великим князьям) сократить. Наследник последнего тысяцкого, Иван, смертельно обиделся. Оскорбленный, он предает Донского и провозглашает себя ханом Мамаем. Но ничего не вышло: изменник был схвачен и казнен на Куликовом поле.

Возможно, они и правы, сторонники этой теории. Ведь татарские мурзы не только до, но и после 1380 год поступали на русскую службу. Так что, может и правда никакой битвы не было.

А 21 сентября отмечать будем все равно. Потому что у нас такая традиция, был бы повод. Мы ведь ничего не имеем против Сабантуя. Сначала 30 августа отпразднуем день независимости Казани от Москвы, а 21 сентября — совсем наоборот.

А если тоцовцы так уж против, мы и без них обойтись можем. Китайский Новый год, день защиты Эфиопии, дата назначения наместника Кириенко — да мало ли повод, праздник мы себе, что ли, не в состоянии придумать? Вон депутат Олег Морозов со товарищи выдвинул новый закон — отмечать взятие Исмаила.

Нам, татарам, все равно что праздновать. Было бы во что налить и чем закусить.

Александр Россиянин

«Казанское время»